25 июня в истории. Алексей Исаев

В этот день 1971 года умер советский инженер-двигателист, один из авторов первого реактивного самолета БИ-1 Алексей Исаев.

Алексей Исаев

В семидесятые годы прошлого века на экраны вышел знаковый фильм – «Укрощение огня». А прототипом главного героя, ракетного конструктора Андрея Башкирцева был вполне реальный инженер, Алексей Михайлович Исаев.

Яркая личность, лидер по природе, при этом удивительно добрый и порядочный человек. Вообще Алексей Исаев окончил горный институт, работал в крупных проектных организациях, в том числе на Магнитогорском металлургическом комбинате, но так и не нашел себя, был недоволен работой. В письме к другу Исаев писал:

«Я прихожу к выводу, что мне на стройке работать нельзя, и, если можно. То только на хорошо организованной… Мне кажется, будто я ответственен за все и все лежит на мне, все вопросы должен разрешить я. И вот голова лопается от всего этого количества неразрешенных или неправильно разрешенных вопросов…»

Деятельность в сфере авиационной и ракетной инженерии

Он весьма вовремя увлекся авиацией, и в своих новых намерениях проявил редкую настойчивость. Сохранилось его письмо директору авиационного завода №22 Ольге Миткевич:

«Уважаемый товарищ директор!
Обстоятельства вынуждают меня обратиться непосредственно к Вам с просьбой дать мне возможность по самолетостроению. Я не претендую на большой оклад и, наконец, на квартиру, которой я обеспечен. Сейчас я совершенно свободен и могу приступить к работе немедленно. Если мое заявление покажется Вам убедительным, попросите секретаря известить меня об этом по личному адресу.
19.08.34 год».

Алексей Исаев

Исаева приняли. Он осмотрел свое новое место работы, коротко телеграфировал: «Специальность найдена». И с этого времени началась блестящая карьера авиационного и ракетного инженера Исаева.

В июле 1940 года он приступил к крайне интересному проекту – разработке ближнего истребителя «БИ-1» – первого в СССР самолета с жидкостным ракетным двигателем. Забота Алексея Исаева – как раз усовершенствование его двигателя, РД-1. Исаев писал об этом времени:

«В авиации мне, считайте, повезло: заставили крепко работать. А мы в потемках шли и набивали здоровенные шишки. Ни специальной литературы, ни методик, ни налаженного эксперимента. Каменный век реактивной авиации».

В 1944 году Алексей Исаев назначен главным конструктором бюро и отдает очень много сил и энергии созданию и сплочению коллектива. Ему удалось создать особый, как говорили работники «исаевский» стиль работы, где «в коллективе все доверяли друг другу, и конструкторские работы были сродни творчеству». «В наше время роль главного конструктора заключается в том, чтобы не мешать другим работать», – так шутя говорил Исаев. Но на самом деле он был мозгом и сердцем КБ.

Его коллеги рассказывали, что обычно происходило так. Исаев говорил: «Есть идея. Не идея даже, а так – сон в летнюю ночь. Отдаю ее вам на освистание». А потом слушал, как коллеги выражают сомнения, спорил, отстаивал точку зрения, и в конце дебатов чаще заключал: «Рискнем».

Алексей Михайлович Исаев

С участием Исаева созданы двигатели для космических кораблей «Восток», «Восход» и «Союз», космических аппаратов серии «Луна», «Марс», «Венера», «Зонд», «Молния», «Полет», «Космос», орбитальных станций «Салют». Он сумел бы сделать гораздо больше, был полон идей и планов, но его жизнь оборвалась, когда гениальному конструктору не было и 63 лет. Похоронен Алексей Исаев в 1971 году в Москве на Новодевичьем кладбище.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера