В этот день 1971 года умер советский инженер-двигателист, один из авторов первого реактивного самолета БИ-1 Алексей Исаев.
Алексей Исаев
В семидесятые годы прошлого века на экраны вышел знаковый фильм – «Укрощение огня». А прототипом главного героя, ракетного конструктора Андрея Башкирцева был вполне реальный инженер, Алексей Михайлович Исаев.
Яркая личность, лидер по природе, при этом удивительно добрый и порядочный человек. Вообще Алексей Исаев окончил горный институт, работал в крупных проектных организациях, в том числе на Магнитогорском металлургическом комбинате, но так и не нашел себя, был недоволен работой. В письме к другу Исаев писал:
«Я прихожу к выводу, что мне на стройке работать нельзя, и, если можно. То только на хорошо организованной… Мне кажется, будто я ответственен за все и все лежит на мне, все вопросы должен разрешить я. И вот голова лопается от всего этого количества неразрешенных или неправильно разрешенных вопросов…»
Деятельность в сфере авиационной и ракетной инженерии
Он весьма вовремя увлекся авиацией, и в своих новых намерениях проявил редкую настойчивость. Сохранилось его письмо директору авиационного завода №22 Ольге Миткевич:
«Уважаемый товарищ директор!
Обстоятельства вынуждают меня обратиться непосредственно к Вам с просьбой дать мне возможность по самолетостроению. Я не претендую на большой оклад и, наконец, на квартиру, которой я обеспечен. Сейчас я совершенно свободен и могу приступить к работе немедленно. Если мое заявление покажется Вам убедительным, попросите секретаря известить меня об этом по личному адресу.
19.08.34 год».
Исаева приняли. Он осмотрел свое новое место работы, коротко телеграфировал: «Специальность найдена». И с этого времени началась блестящая карьера авиационного и ракетного инженера Исаева.
В июле 1940 года он приступил к крайне интересному проекту – разработке ближнего истребителя «БИ-1» – первого в СССР самолета с жидкостным ракетным двигателем. Забота Алексея Исаева – как раз усовершенствование его двигателя, РД-1. Исаев писал об этом времени:
«В авиации мне, считайте, повезло: заставили крепко работать. А мы в потемках шли и набивали здоровенные шишки. Ни специальной литературы, ни методик, ни налаженного эксперимента. Каменный век реактивной авиации».
В 1944 году Алексей Исаев назначен главным конструктором бюро и отдает очень много сил и энергии созданию и сплочению коллектива. Ему удалось создать особый, как говорили работники «исаевский» стиль работы, где «в коллективе все доверяли друг другу, и конструкторские работы были сродни творчеству». «В наше время роль главного конструктора заключается в том, чтобы не мешать другим работать», – так шутя говорил Исаев. Но на самом деле он был мозгом и сердцем КБ.
Его коллеги рассказывали, что обычно происходило так. Исаев говорил: «Есть идея. Не идея даже, а так – сон в летнюю ночь. Отдаю ее вам на освистание». А потом слушал, как коллеги выражают сомнения, спорил, отстаивал точку зрения, и в конце дебатов чаще заключал: «Рискнем».
С участием Исаева созданы двигатели для космических кораблей «Восток», «Восход» и «Союз», космических аппаратов серии «Луна», «Марс», «Венера», «Зонд», «Молния», «Полет», «Космос», орбитальных станций «Салют». Он сумел бы сделать гораздо больше, был полон идей и планов, но его жизнь оборвалась, когда гениальному конструктору не было и 63 лет. Похоронен Алексей Исаев в 1971 году в Москве на Новодевичьем кладбище.