28 июня в истории. Линейный корабль «Полтава»

В этот день 1712 года был спущен на воду русский 54-пушечный парусный линейный корабль «Полтава». Это был первый линейный корабль, который сделали на верфи Санкт-Петербурга.

Военно-морской флот Петра I

Военный флот – очень дорогое удовольствие, во все времена. Но Петр I, который вознамерился Россию за пару десятилетий сделать великой морской державой, средств на любимое дело не жалел. Строила корабли буквально вся Россия. Волга и Дон поставляли дуб, Урал – металл. Плотники со всей страны переучивались на судовое дело. Махал топором и сам царь Петр. Под именем плотника Петра Михайлова он участвовал в закладке всех своих самых знаковых кораблей. Временами до 15% своего бюджета петровская Россия тратила на рубку нового флота. Буквально за 10 лет такой работы адмиралтейство обнаружило, что в необъятной России выведено до 1/10 части всех дубовых лесов.

Однако, на одного из своих любимцев, линейный корабль «Полтава», царь-плотник ни денег, ни дерева не пожалел. Строили его из самого лучшего высушенного дуба, что могли найти в России.

Линейный корабль «Полтава»

Что же было такого в этом корабле, что стал для российского флота легендой? Закладывали его в Петербурге в декабре 1709 года. Для его начала Петр лично приехал сюда из Москвы, и на следующий день уехал обратно. Было это в год знаменитой «Полтавской виктории», в которой были биты непобедимые шведы. До того начинать похожий дорогой проект в Санкт-Петербурге не решались. Однако теперь уже не боялись, что шведы придут и все пожгут. «Полтава» – это первый линейный корабль Петербургского адмиралтейства. Судя по архивам, в проектировании его лично принимал участие Петр, вместе со своим любимым кораблестроителем Федосеем Скляевым. Портрета последнего, увы, не сохранилось. А ведь этот человек построил и «Полтаву», и «Гото Предестинацию» («Божье провидение»), первый линейный корабль на Дону. Из краткой статьи об этом человеке от 1904 года:

«Скляев, Федосей Моисеевич, капитан-командор, лучший судостроитель петровского времени… был видным членом кружка русских моряков и судостроителей… В Амстердаме с августа 1697 года он несколько месяцев вместе с Петром и Александром Меншиковым изучал корабельное дело на Ост-индском дворе».

Петр I и Линейный корабль «Полтава»

Увы, немного известно о первом петровском кораблестроителе.

Строительство драгоценного корабля задержалось. Его рубили три года, мало было подходящего для него леса. Зато все делали на совесть. До наших времен дошла часть деревянного декора «Полтавы», который делал голландский мастер. Значительная часть борта была украшена такой красотой, да еще и вызолочена. Юст Юль, датский посол, заодно – и сам моряк, оставил подробное описание одного из важных этапов строительства. И как над «Полтавой» работал сам царь Петр:

«Достойно замечания, что, сделав все нужные распоряжения <…>, царь снял перед стоявшим тут генерал-адмиралом шапку, спросил его, начинать ли, и только по получении утвердительного ответа снова надел ее, а затем принялся за свою работу. Такое почтение и послушание царь выказывает не только адмиралу, но и всем старшим по службе лицам, ибо сам он покамест лишь шаутбенахт. Пожалуй, это может показаться смешным, но, по моему мнению, в основании такого образа действий лежит здравое начало: царь собственным  примером хочет показать прочим русским, как в служебных делах они должны быть почтительны и послушливы в отношении своего начальника».

Спуск корабля на воду

Когда летом 1712 года флагман Балтийского флота спускали на воду, это стало огромным событием. Присутствовали «царевны Екатерина Алексеевна, Наталья Алексеевна и все царской фамилии, также, господин адмирал, вице-адмирал, английский посол и прочих дворов посланники, сенаторы и прочие знатные персоны. До самой ночи довольно веселились».

Линейный корабль «Полтава»

«Полтава» недолго оставался самым большим линейным кораблем Балтики. Уже вскоре за ним последовали 60-ти и 80-ти пушечные гиганты. Но он продолжал оставаться любимцем императора. Он принимал участие во всех крупных предприятиях Северной войны, в том числе операции прикрытия при Гангуте. Уже в XXI веке энтузиастами в Петербурге была построена точная копия легендарного корабля.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера