23 июля в истории. Сергей Трубецкой

В этот день 1862 года родился русский религиозный философ, публицист и общественный деятель, профессор и ректор Императорского Московского университета Сергей Трубецкой. Отец другого известного философа Николая Трубецкого.

Династия Трубецких

Известная фраза «природа отдыхает на потомках» не применима к княжеской династии Трубецких. Эта семья подарила миру целый сонм разносторонних личностей, в том числе не рядовых мыслителей. Зачин подали двое братьев – Сергей и Евгений Трубецкие. Годы спустя сын Сергея Николай последовал их примеру, став философом евразийского направления. С уверенностью можно утверждать, что его главный жизненный труд «Европа и человечество» не состоялся бы без помощи, знаний и увлечений, заложенных отцом. Но впоследствии Николай никогда не упоминал имени своего родителя ни в личных письмах, ни тем более в своих работах. Некоторые исследователи полагали, что причиной разногласий могло стать желание Николая подвести черту под философскими идеями отца и выделение себя.

Сергей Трубецкой

Как бы то ни было, старший и младший Трубецкие вошли в историю философии, как представители русского неоромантизма. Но в отличие от своего сына, Сергей Трубецкой всегда испытывал благодарность к своим предкам, которые делали все, чтобы их дети состоялись как личности. Этому способствовала и семейная атмосфера, поддерживаемая Трубецкими. В доме постоянно устраивались домашние спектакли, обсуждались ведущие произведения литературы и философии, среди которых были труды известного философа Алексея Хомякова и религиозного мыслителя Владимира Соловьева. С Соловьевым Сергей познакомился лично, во время университетского обучения, и именно под его влиянием сделал первые шаги в религиозной философии.

Философ Сергей Трубецкой

Путь философа

Сергей Трубецкой стал автором теории универсальной соотносительности, согласно которой знание приобретало логическую последовательность, когда оно являлось следствием универсального разума или второй ипостаси Божественной Троицы. Проще говоря, три философских столпа, рационализм, эмпиризм и мистицизм, рассматривались с трех точек познания бытия – разума, опыта и интуиции. Оттолкнувшись от вопросов изучения Божественного, князь пришел к вопросам вселенского сознания, термину, придуманному им самим.

«Прежде всего, надо решить вопрос – есть ли вселенная простой механизм, в котором случайно образовались отдельные организмы или она есть живое, одушевленное целое?» «Я признаю мир одушевленным».

Помимо вопросов вселенского масштаба Трубецкого волновали и вполне мирские, жизненные вопросы. Много лет он являлся профессором кафедры философии Московского университета. В 1905 году, после того, как революционная обстановка в стране накалилась, а университет превратился в трибуну для митингов, и его пришлось закрыть, Сергей Трубецкой добился приема у государя Николая II. Итогом встречи стали «Временные правила об управлении высшими учебными заведениями Министерством народного просвещения», которые назначенному ректором Трубецкому предстояло воплотить в жизнь. И если бы не скорый уход Трубецкого, то кто знает, до каких еще верши он бы поднял себя и своих студентов.

Сергей Трубецкой

«Сам постоянно учась, Сергей Николаевич питал настоящее благоговение к правильно поставленному научному труду. Никакая талантливость, никакой блеск формы не освобождает исследователя от тех обязательств, которые предъявляет к нему его логическая совесть. В этой высокой оценке научного труда лежал и корень интереса, который всегда питал Сергей Николаевич к школе – высшей и средней», – так высоко отзывался о Трубецком один из русских историков Сергей Котляревский.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера