4 августа в истории. Николай Белелюбский

В этот день 1922 года ушел из земной жизни русский инженер, главный мостостроитель Российской империи Николай Белелюбский.

Николай Белелюбский

Широка страна Россия. И лучший способ посмотреть ее – это путешествие по железной дороге. А каждый, кто хоть раз путешествовал по России на поезде, наверняка видел творения выдающегося русского инженера Николая Белелюбского, хотя, может, не осознает это.

Николай Аполлонович родился в семье харьковского инженера путей сообщения, и пошел по отцовским стопам: с отличием окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. Перед молодым человеком открывались большие перспективы, империя входила в промышленную революцию, поэтому люди с технической смекалкой были в чести.

Разработка мостов

Уже в 24 года Белелюбский получил первую большую задачу от главного общества железных дорог. Ему поручили реконструкцию всех деревянных мостов Николаевской железной дороги – главной колеи империи, соединявшей Москву и Петербург. Николай Аполлонович подошел к задаче максимально прагматично. Он разработал проекты для 60 металлических мостов, причем унифицировал конструкции – чтобы производить детали было максимально быстро и удобно. Все 60 мостов инженер разделил на 6 серий, для каждой подготовил подробное описание и чертежи.

Александровский через Волгу

Белелюбский не просто подготовил проекты, но лично наблюдал за всеми этапами возведения мостов, начиная от производства деталей на металлургических заводах. Реконструкция продолжалась 11 лет, но благодаря инновациям Николая Аполлоновича движение поездов между столицами не прерывалось.

В это же время в империи начался бум железных дорог. В 1870-х годах за сезон появлялось больше 2000 километров путей. Естественно, они проходили через реки и овраги, поэтому сфера деятельности Белелюбского стала стратегически важной.

По проектам Николая Аполлоновича возвели более 100 мостов, общая протяженность которых превысила 17 километров. Стало это возможным как раз благодаря рациональному подходу Белелюбского. Еще инженер одним из первых стал продвигать русский цемент, как идеальный материал для строительства. До этого отечественный материал считался хуже английских образцов. И Николай Аполлонович начал проводить съезды промышленников и исследования, которые помогли улучшить и качество цемента, и бетона.

Для проектов его типовых металлических мостов было нужно и железо. Тогда Николай Белелюбский погрузился с головой и в металлургию. Он настаивал на том, чтобы использовать не сварочное, а литое железо, полученное в мартеновских печах. Он провел исследования и доказал – мосты из него послужат гораздо дольше.

Сызранский мост

И, конечно, Белелюбский преподавал и вырастил для России целую плеяду инженеров-железнодорожников. Венцом его деятельности принято считать Сызранский мост через Волгу. Он стал самым длинным в Европе для того времени – более полутора километров. Но Сызранский мост уникален не только длиной, но и самой конструкцией. Он собрал в себе все то, над чем трудился Николай Белелюбский.

«В них, в отличие от немецких мостов, введены особенности, которые стали принадлежностью весьма значительного количества русских мостов», – писал автор проекта.

Николай Белелюбский

В возведении моста помогали ученики, стройку курировал сам император. Это чудо возвели за 6 лет, работали над ним около 2500 человек, а материалы использовались отечественные.

Николай Аполлонович активно работал до самой смерти в 1922 году, а потом его дело продолжили ученики. Мосты по проектам Белелюбского до сих пор крепко соединяют железнодорожные пути по всей России.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера