9 августа в истории. Степан Лианозов

В этот день 1872 года родился русский нефтепромышленник, один из богатейших людей Российской империи Степан Лианозов.

Степан Лианозов

Начало XX века – время, когда строились финансовые империи, накапливались и терялись целые состояния. Это была эпоха начала промышленной нефтедобычи, а сама нефть стала «черным золотом». Первым в истории долларовым миллиардером стал как раз американский нефтедобытчик Джон Рокфеллер. В России тоже был человек, которого именовали не иначе, как «русский Рокфеллер» – Степан Лианозов.

Степан Георгиевич был выходцем из армянской семьи Лианосянов. Промышленную империю начал строить его дядя – Степан Мартынович. Первоначально источником дохода было не черное, а «серое золото» – икра каспийской рыбы. В свое время Степан Мартынович заключил контракт на ловлю рыбы с персидским шахом, и это принесло немалый капитал. Доходные рыбные промыслы наследовал старший сын промышленника Мартын – в то время это был самый ценный актив. Лианозовым принадлежали рыболовные предприятия по всему иранскому побережью Каспия. Степану Георгиевичу же достались нефтяные предприятия, как тогда казалось, не самая ценная часть наследства. «Русский Рокфеллер» окончил юридический факультет Московского университета, и пару лет после этого работал присяжным поверенным, то есть адвокатом. Но в 1901 году он оставил карьеру юриста и уехал в Баку заниматься бизнесом.

Лианозов Георгий Мартынович

Нефтяная империя Лианозова

Всего за несколько лет своего руководства Степан Лианозов сумел создать настоящую нефтяную империю – «Товарищество нефтяного производства Г. М. Лианозова сыновей», которое покорило и Россию, и Европу. Первым делом пригласил в свое общество крупнейшего промышленника России Алексея Путилова, а вместе с ним пришли большие инвестиции. Промышленность вокруг нефти росла, и Степану Георгиевичу принадлежали не только скважины в Баку, но и нефтеперерабатывающий керосиновый и масляный заводы, а еще десятиверстовый нефтепровод, нефтеналивная пристань и множество хранилищ для нефти и керосина. В 1912 году товарищество заключило договор еще и на строительство нескольких нефтеналивных танкеров. Теперь Степан Лианозов мог торговать с Европой.

В том же 1912 году в Лондоне открылось «Russian General Oil Corporation» или просто «Oil». В компанию вошли ведущие армянские и русские нефтепромышленные предприятия Баку, а также элита английского и русского банковского капитала. Однако конкурентов Ротшильдов и Нобелей Степан Георгиевич в свою корпорацию не пустил. За следующие два года подобные объединения открылись и в Париже, и в Гамбурге. К началу Первой Мировой войны Лианозов стал одним из самых богатых людей России.

В эмиграции

Степан Георгиевич занимался не только нефтью. Он был одним из первых в России, кто увидел потенциал у киноиндустрии, и создал в Москве кинофирму «Биофильм», построив и свою кинофабрику. В Петровском парке был выстроен стеклянный павильон, где «Биофильм» снимал главным образом бытовые фильмы и мелодрамы. По Лианозову, как и по большинству отечественных промышленников, сильно ударила октябрьская революция. Сначала он бежал в Финляндию, откуда пытался внести свой вклад в белое движение. Войдя при генерале Юдениче в состав политического совещания армии перед наступлением на Петроград, Степан Георгиевич дал согласие возглавить отдел финансов. На банкнотах, отпечатанных Юденичем в Швеции, рядом с его подписью стоял и автограф Степана Лианозова.

Нефтепромышленник Степан Лианозов

После поражения белого движения, Степан Лианозов уехал в Париж. Там он организовал общество, объединившее бежавших русских промышленников, которое продолжало борьбу с советской властью. Однако про самого Лианозова ходили разные слухи. Кто-то считает, что именно он организовал продажу художественных ценностей и икры из СССР на запад. Как бы то ни было, вся его деятельность после эмиграции – это была уже тень тех достижений, что были у Лианозовых в лучшую Российскую пору.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера