18 августа в истории. Соломбальская верфь

В этот день 1693 года царем Петром I на острове Соломбала была основана одна из первых верфей – Соломбальская верфь.

Судостроение в петровскую эпоху

Корабли на Руси строились с давних времен, но это были небольшие суда, малопригодные для дальних морских походов. В петровскую эпоху этот вопрос стал особенно остро, царь мечтал сделать Россию великой морской державой. Корабли при нем строили на Преображенских верфях, но у них был один серьезный недостаток: у них не было прямого выхода к морю. Хотя один большой порт у России все-таки был – Архангельск. Летом 1693 года Петр распорядился создать там судостроительную верфь. А ответственным за строительство он назначил Федора Апраксина – ближайшего сподвижника, который участвовал в маневрах потешных полков и флотилий молодого государя.

Царь лично прибыл в город, и ему даже оперативно соорудили небольшую военную яхту «Святой Петр» – на ней государь обследовал побережье Кольского полуострова. В это время на острове Соломбала, рядом с Архангельском, провели приготовление к созданию верфи. 18 сентября Петр заложил здесь первый корабль, а в мае следующего года спустил его на воду.

Соломбальская верфь

На верфи работали мастера кораблестроения со всей Европы, в основном из Голландии – страны, где сам Петр учился плотницкому делу. Но были среди работников и поморы – жители севера России, пожалуй, лучше всех в стране разбирались в морском деле.

Верфь на острове Соломбала

Война против Швеции только ускорила развитие Соломбальской верфи. Нужны корабли, чтобы сдерживать врага на море. Как только Петр прибыл к Неве, он потребовал волоком доставить новенькие военные фрегаты из Архангельска в Онежское озеро, а уже оттуда вывел флот в Неву. За время правления Петра с верфи сошло 126 торговых и военных кораблей. После смерти императора и по окончании Северной войны, Соломбальскую верфь хотели закрыть. Торговать через Архангельск было не так выгодно, как через Санкт-Петербург. Все судостроительное производство тоже хотели перенести туда.

Первая большая верфь России так и закончила бы свое существование, если бы не уникальная северная природа. Специальная государственная комиссия обследовала леса Кольского полуострова, и обнаружила там огромные запасы древесины, идеально подходящей для строительства кораблей.

В 1734 году Соломбальскую верфь отремонтировали и снова запустили. Местные корабли по техническим характеристикам превосходили аналоги, построенные на Балтийском море. Они были дешевле и крепче.

Уже в правление Екатерины II на верфи построили корабли для полярной экспедиции капитана Чичагова. Он должен был найти путь из Архангельска на Камчатку. Для дела государственной важности построили уникальные суда. Поверх обычной обшивки соломбальские мастера добавили еще слой из крепких сосновых досок. Путь среди льдов Чичагов не нашел, но суда успешно пережили две экспедиции по северным морям. Правда, в XIX веке у Соломбальских верфей появились новые проблемы. Сначала в лесах закончилась лиственница, корабли стали строить только из сосен. Из-за интенсивной вырубки корабельных рощ вдоль Северной Двины, река обмелела, выводить суда по ней стало проблематично.

Соломбальская верфь

В середине XIX века закончилась эпоха деревянного парусного флота – на морях властвовали железные пароходы. Наладить производство судов нового типа в Архангельске было проблематично. В 1862 году указом императора уникальную Соломбальскую верфь официально закрыли.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера