21 августа в истории. Бой у Ярославиц

В этот день 1914 года прошло первое и последнее крупное кавалеристское сражение Первой Мировой войны – бой у Ярославиц.

Бой у Ярославиц

«У меня не было сознания опасности рукопашной схватки. Все внимание было обращено на стоящих неподвижной колонной австрийцев. Это была красивая картина – стройные ряды в красивой форме, а когда они пошли в атаку с поднятыми вверх саблями, то это напомнило мне старые гравюры», – так вспоминал начало легендарного боя один из русских офицеров Сергей Ряснянский.

Ряды цветных нарядных мундиров, стройные конные эскадроны – это сражение было так мало похоже на все, что было в Первую Мировую войну. Не зря бой у Ярославиц часто называют «последним конным сражением Европы». Совсем, как в наполеоновскую эпоху или Крымскую войну. Однако вся эта парадная красота – красота страшная. Не случайно конное столкновение называли тогда «шок». Стремительная кровавая рубка – один из самых жутких ликов войны. Другой участник боя Сливинский вспоминал, как красивы были места боев:

«С вершины острова Гарба можно было обозревать на далекое расстояние убегавшие на юг и запад гряды мягких холмов, усеянные копнами только что сжатого хлеба. Лишь на север и северо-запад частые перелески ограничивали кругозор. Однако, в последнем направлении острый глаз мог заметить клубы пыли…»

Прошли считанные дни, как началась Первая Мировая война. Солдаты были настроены на весьма романтический лад, с нетерпением ждали боя. Как вспоминали, «только одно сомнение закрадывалось в души: а вдруг противник уйдет, не приняв боя».

«Первая шашка империи»

10 кавалеристскую дивизию вел человек в высшей степени примечательный, Федор Келлер. «Первая шашка империи», как прозовет его император Николай II. Про него говорили: «Подчиненные боялись, но были преданы ему, любили и преклонялись перед его могучей личностью». Граф получил известность еще до войны. Вот характерный эпизод. Однажды неизвестный террорист метнул в его коляску бомбу, но Келлер бомбу поймал, аккуратно положил, а потом с револьвером бросился за бомбистом. Казалось, смерть не пугала этого человека.

Федор Келлер

Утром 21 августа дивизия Келлера была в поиске противника. Были получены разведданные, что близ Ярославице действует австрийская конница генерала Эдмунда Риттера фон Зарембы. Однако, судя по воспоминаниям обеих сторон, встреча вышла все же неожиданная для всех. Чему причиной была холмистая местность, которая скрадывала движение людей. Впереди дивизии был сам Келлер. И вот он вдруг увидел перед собой в трехстах метрах противника. Австрийские всадники выстроились в стройную линию, прямо по гребню соседнего холма. Граф медлить не стал, приказав почти сходу атаковать.

Хотя русским уланам и драгунам пришлось идти вверх по склону, а враг имел и позиционное, и численное превосходство, но первый удар был сокрушающим.

Ход сражения

«Первая шеренга австрийского строя на мгновение замерла и как бы поднялась на воздух, нанизанная на русские пики».

Пики еще использовались в русской коннице, и их удар обескураживал. Однако затем на помощь австрийцам пришла подмога. Сразу две линии всадников, одна за другой. В какой-то момент русский строй был прорван, в разрыв пошли австрийцы. «Штаб и конвой – в атаку!», – скомандовал Келлер, и лично повел горстку конвоя, закрывать брешь. Враг был отбит. Потом он повернул вспять.

Бой у Ярославиц

«В это же самое время с неба на землю спускалась желтая мгла. Солнце покрывалось полупрозрачным диском, окаймленным серебряным сиянием. Наступало полное затмение солнца».

Погасшее на время солнце словно оканчивало это сражение. Поле боя под Ярославицами было за русской армией. Поле «последнего конного сражения Европы».

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера