26 августа в истории. Петр Тодоровский

В этот день 1925 года родился советский и российский кинооператор, кинорежиссер, сценарист, кинокомпозитор, актер Петр Тодоровский.

Петр Тодоровский

Среди картин-номинантов на американскую кинопремию «Оскар» было немного русских фильмов. Один из них – «Военно-полевой роман» – мелодрама режиссера Петра Тодоровского, основанная на реальной истории из жизни.

«Действительно я видел, любовался той женщиной, которую сыграла Наташа Андрейченко, подругой комбата. Потом встретил ее, продающую пирожки у ЦУМа, – с красными пальцами в обрезанных перчатках. Много лет о них думал… Пока сел и не написал сценарий…», – вспоминал Тодоровский.

В годы Великой Отечественной войны

Обо всех ужасах войны он знал не понаслышке. В 1943 году 18-летним юнцом был призван в армию курсантом Саратовского военного училища, затем назначен командиром минометного взвода и дошел до Эльбы.

«Война – это четыре года жизни в нечеловеческих, противоестественных условиях. Там было все – жестокость и несправедливость, романы и смерти, храбрость и трусость, бездарность командиров и героизм солдат, предательство и самопожертвование…», – считал Петр Тодоровский.

Для него окончание войны совпало с выбором профессии.

Режиссер Петр Тодоровский

«… на восточном берегу Одера, когда наконец-то немцы ушли, и затихли бои, мы встали и пошли к воде. И тут полуторка остановилась. Соскочил военный человек с автоматом, достал из-под плащ-накидки маленькую камеру и в упор стал снимать наши лица. Я тогда впервые подумал, какая это замечательная профессия».

Творческий путь Тодоровского

После окончания операторского факультета ВГИКа, с которого первокурсника отчисляли за профнепригодность, Петр Ефимович поддался на уговоры режиссера Марлена Хуциева, и уехал снимать на Одесскую киностудию – считал, что там больше возможностей. В тандеме друзья воплотили несколько шедевров советского кинематографа. Картину «Весна на заречной улице», которую киевские чиновники называли «мелкотемьем», «Два Федора» с молодым Шукшиным в главные роли.

По воспоминаниям коллег Петр Тодоровский никогда не нервничал на съемочной площадке, всегда знал, какой результат хочет увидеть в кадре. Операторский опыт работы помогал, а отсутствие режиссерского диплома не помешало состояться как режиссеру.

Хочу «снимать не про войну, а про людей на войне», – утверждал Тодоровский, раз в три года выпуская фильмы, полюбившиеся зрителям.

«Анкор, еще анкор!», «По главной улице с оркестром» и «Какая чудная игра», вызвавшая различную реакцию критики и зрителей. Супруга Тодоровского вспоминала, что именно она на спор заставила мужа взяться за создание коммерческой картины.

«Госкино не знало тогда такого слова «продюсер», поэтому заявку на съемки я оформляла как член Союза кинематографистов. Но выделенные деньги были отправлены на «Мосфильм». И гендиректор киноконцерна Владимир Досталь на мое «я продюсер фильма», только хмыкнул: «ну тогда езжайте в Голливуд», – вспоминала Мира Тодоровская.

Петр Тодоровский

И пока одни завидовали повышенному гонорару, другие пожимали плечами, как Армен Медведев:

«О чем бы ни снимал Тодоровский, все равно будет лирическая история о любви».

«У него была очень своеобразная манера – он стремился в кино к достоверности, к правде, гуманизм был одним из важнейших составляющих его кинематографа. К сожалению, сейчас немногие молодые режиссеры к этому стремятся», – это сказал режиссер Карен Шахназаров.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера