В этот день 1925 года родился советский писатель, поэт, редактор, автор известного романа «Дом на набережной» Юрий Трифонов.
Юрий Трифонов
Литературная слава пришла к Юрию Трифонову рано, в возрасте 25 лет. Сам по себе случай оказался беспрецедентным – автор всего двух напечатанных рассказов, не издавший ни одной книги, отправил свою повесть «Студенты» в ведущий советский журнал «Новый мир». Там она попалась на глаза редактору и автору знаменитого «Василия Теркина» Александру Твардовскому. Твардовский, нутром почуяв талант, помог правками молодому автору и порекомендовал редакторов. Так, совместными усилиями материал был доведен до ума, а советские читатели сошли с ума от результата, скупив тираж журнала. Они получили то, чего им так не хватало в послевоенные годы – повесть о мирных, наивных отношениях, где в книжных героях каждый увидел себя.
«Я тогда влетел в литературу, как дурак с мороза», – так сказал о себе Трифонов.
Творческий путь Трифонова
Он стал одним из самых молодых писателей, кому была присуждена Сталинская премия второй степени. Но узнав, что Юрий – сын репрессированного военного революционера, с которым Сталин когда-то пересекался, генералиссимус лично в приказе зачеркнул степень премии, понизив ее до третьей. Так, еще вчера нищий студент, стал нарасхват у прессы и читателей, получив помимо славы солидный гонорар в размере 25000 рублей.
После космического творческого взлета, отношение Твардовского к Трифонову стало более прохладным. Он советовал больше трудиться над текстами, и заметил:
«Испытание успехом – дело нешуточное. У многих темечко не выдерживало».
В какой-то мере темечко не выдержало и у Трифонова. Он отказал «Мосфильму» в съемке фильма по его повести, полагая унизительным тиражировать успех, отверг предложение издательства «Советский писатель».
На землю сталинского лауреата опустили коллеги по цеху, которые не замедлили выяснить, что отец Трифонова был расстрелян, и он скрыл это в своей биографии. Трифонову грозило исключение из Союза писателей, в котором, как казалось, молодой автор не состоял. Гонимый завистью коллег и незаживающим внутри клеймом «сын врага народа, писатель оказался в Туркмении, где приобрел ценный жизненный опыт. Позднее, многие материалы, собранные на чужой земле, нашли отражение в его книге «Утоление жажды».
После смерти Сталина и наступившей за ней «хрущевской оттепелью», писатель Юрий Трифонов словно проснулся. «Правда о прошлом» – вот что стало важной отличительной чертой его произведений. Трифонов не боялся лезть в политику, его сюжетом стал даже арест Лаврентия Берии. «Студенты» были фактически переписаны им в роман «Дом на набережной», ставший событием в литературном мире.
«Манера письма Трифонова – неторопливая, рефлектирующая, он часто пользуется ретроспективой и сменой перспективы; основной упор писатель делает на человеке с его недостатками и сомнениями, отказываясь от какой бы то ни было четко выраженной общественно-политической оценки», – так отмечал немецкий критик Вольфганг Казак.
Проза Трифонова настолько насыщенна, что в ней почти нет проходных слов, а на одной странице он умещает больше, чем другой писатель на двадцати. При этом он не дает рецептов читателю, не учит, как жить. Кто выжил, тот и победил…
Философия жизни Трифонова распространилась далеко за пределы Советского Союза. В 1980 году немецкий писатель Генрих Белль предложил выдвинуть советского прозаика на Нобелевскую премию. Помешало лишь одно – ранняя смерть писателя в возрасте 55 лет. Впрочем, как писатель, он вечен, пока жив интерес читателей к его творчеству.