Начало индикта

С церковным новолетием, дорогие братия и сестра!

Принято считать, что мир сотворен более семи с половиной тысяч лет назад. И это решение было принято не сразу. В различных культурах существовали различные системы летоисчисления.

Системы летоисчисления

Ввиду того, что Римская империя в просвещенный век владела практически всем цивилизованным миром, наиболее популярной системой летоисчисления была римская. В римской системе по консулам было гармонично и удобно всё, за исключением большого количества консулов.

С приходом христианства, с развитием первых христианских мыслей и созданием первых богословских рукописей, возникает полемика с язычниками и языческой культурой. Для римских и греческих, предшествующих римским, философов важной мыслью был догмат о том, что мир вечен. Для христианских богословов было важным подчеркнуть, что мир был создан Богом во времени, то есть в определенную дату. До этого мира не существовало. До того, как Бог задумал создать тварный мир, мира не было. Бог сотворил мир из ничего: не было никакой протоматерии, никакого вечного мира. Христианские мыслители акцентировали внимание на том, что мир создан в шесть дней. Однако акцент стоял не на количестве – шест дней, а на том, что мир создан. И это было очень важно.

Летоисчисление от сотворения мира

Когда христианство обрело свободу, и постепенно стало становиться господствующей религией, а именно при императоре Констанции, было решено, что в христианском мире нет смысла отсчитывать время по древней языческой традиции. Была предложена идея высчитать дату сотворения мира. От основания Рима было уже не актуально, по консулам тем более. Было решено вести подсчет от сотворения мира. С идеологической и культурной точки зрения эта идея потрясающая. Однако, часто бывает, что идея великолепна, а воплощение страдает. Примерно так же произошло и здесь.

В Священном Писании мы дважды находим одну и ту же мысль. Сначала у пророка Давида в Псалтыри, а постом в послании апостола Петра. Мысль о том, что у Бога один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день. И нехитрым арифметическим действием был подсчитан период, когда сотворен мир. А далее было определена дата, с которой исчисляется каждый новый год. Сначала это было 1 марта, через год эта дата была перенесена на 1 сентября, так как эта дата оказалась самой удобной с точки зрения 19-ти годичного лунного цикла, 28-ми годичного солнечного и 15-ти годичного индиктиона – цикл уплаты налога через каждые пятнадцать лет. Эта дата была выбрана не потому, что мир создан 1 сентября (по старому стилю), а по двум причинам. Во-первых, выдвинутая теория оказалась очень красивой. Во-вторых, очень удобной для огромной Рисмкой империи.

Сотворение мира

Индикт

Индикт – это цикл, обычно в 15 лет, который был принят в римском документообороте. Церковь сохранила это понятие, но внесла в него некоторые коррективы. Сейчас индиктом называется большой богослужебный годовой круг. Именно его Церковь отмечает 1 сентября или 14 сентября по новому стилю.

Общество живет по григорианскому календарю, а богослужения в Церкви совершаются по юлианскому календарю. Разница в 14 дней имеет существенное значение. И на 14 сентября в обычном календаре приходится 1 сентября в церковном.

Особенности богослужения в день церковного новолетия

В этот день в храме поются особые песнопения, в которых говорится о годовом круге. Читается отрывок из Евангелия, где рассказывается, как Иисус Христос пришел в свой родной город, в Назарет. По обыкновению входит в синагогу и Ему предлагается для чтения отрывок. Он открывает отрывок из Исайи, где говорится о грядущем благом лете. После чего Христос начинает свою проповедь о том, что это ожидаемое благое время наступает.

Поётся особый молебен, в котором основным является благодарение Бога за прожитый год и просьба к Богу и благословении грядущего.

По сути индиктом можно понимать время от первого до последнего великого церковного праздника. Богослужебный год начинается с праздника Рождества Пресвятой Богородицы, что естественно и логично, так как по сути именно с Неё начинается евангельская история. И заканчивается богослужебный год Успением Пресвятой Богородицы.

Церковный годичный календарь

Существует три богослужебных круга: суточный, седмичный и годовой. Суточный круг представляет собой богослужения, которые проходят в течение дня. Кругом его называют, потому что он всегда повторяется. Седмичный круг повторяется в течение недели, а точнее седмицы. Так как по-славянски неделя это воскресенье.

Богослужение в день церковного новолетия

Также добавляется круг от пасхалии. Они связаны с праздниками, которые имеют фиксированную дату, и переходящие праздники.

Например, Пасха может отмечаться в апреле или в мае. Её дата зависит от астрономических наблюдений, а также сопутствующих дат.

А есть четко утверждённые даты, например 25 декабря (по старому стилю). Или Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа.

Начало индикта

Начало индикта

На главную страницу сайта - Семья и Вера