20 сентября в истории. Ледокол «Федор Литке»

В этот день 1934 года ледокол «Федор Литке» впервые за одну навигацию прошел Северным Морским путем, вдоль арктического побережья Евразии.

Ледокол «Федор Литке»

«Федор Литке» – был особенным кораблем в русских арктических водах. Во-первых, он относился к редкому классу «ледорезов». Что такое  обычный ледокол? Судно, которое как бы наползает на морской лед и давит его своим весом. Ледорез же за счет длинного и острого носа в буквальном смысле врезался в слой льда. Отсюда – этот непохожий на все другие ледоколы силуэт, красивый и стремительный. И второе, много ли других «рабочих лошадок» советского флота обставлялись таким шиком и роскошью? Описание современника:

«… отделанная японцами в один из ремонтов под светлый орех с этакими словно тисненными орнаментами и бронзовыми инкрустациями на переборках, рядом курительный салон, пианино… салон команды у передней переборки надстройки с огромными застекленными книжными шкафами, еще с одним пианино и кинобудкой…»

Говорят, газеты того времени писали, что трюмы «Литке» приспособили специально под перевозку шампанского. Но это были байки. Откуда же эта роскошь? Все дело в том, что судно изначально ходило под британским флагом, называлось оно «Earl Grey», а потом «Канада», иногда под личную яхту его использовал один герцог. И только во время Первой Мировой войны этот борт для своих арктических нужд купило царское правительство.

Вскоре наступила Гражданская война. Недавней герцогской яхте пришлось и пострелять. В 1920 году из Архангельска ушли ледокол «Минин» и яхта «Ярославна», на их борту были команды, симпатизирующие белым. И ледорез устроил погоню с орудийной стрельбой. Но в целом судьба у ледореза была вполне мирной. Все же не для войны, а для спасения и проводки других кораблей во льдах создавался «Федор Литке».

Ледокол «Федор Литке»

Плавание по трассе Северного Морского пути

В начале 1930-х годов ранее почти безлюдное побережье Северного Ледовитого океана начало оживать. «Литке» принял участие в спасении знаменитого парохода «Челюскин». В 1931-1932 годах впервые в истории провел всю зиму в суровом охотском море. Главной работой его было водить во льдах караваны судов, с углем, лесом, иногда с заключенными. Заключенные были одной из тех сил, что осваивали Дальний Восток и Крайний Север.

Ученый полярник Владимир Визе вспоминал 1934 год. Как он несколько лет не отдыхал от Арктики, и как он мечтал отправиться на юг, погреться на солнышке. Но вот звонок из Главного управления Северного Морского пути. «… ледорез «Федор Литке» должен пройти в одну навигацию из Владивостока в Мурманск. Интересует ли вас эта экспедиция?» Все планы на отпуск были срочно отброшены. Впервые в истории пройти за несколько месяцев по всему северному побережью Евразии – это ли не вызов? Визе возглавил научную часть этого амбициозного предприятия. С погодой ледорезу невероятно повезло. Владимир Визе:

«На всем почти 3000-мильном переходе от Владивостока до Берингова пролива метеоролог ни разу не предсказал нам шторма, которого не было и в действительности».

Научная часть команды спокойно занималась изучением северных морей, их глубин, планктона, течений. А еще ледорез успел почти между делом спасти из ледового плена несколько пароходов, везущих экспортный лес из устья Енисея. И вот в целом без больших приключений ледокол «Федор Литке» 20 сентября 1934 года вошел в порт Мурманска. Это путешествие в одну навигацию стало событием не только для Советского Союза. Его оценила большая пресса всей Европы. Все главные участники экспедиции получили заслуженные ордена. И, конечно, сие событие нашло свое место в бодрой советской поэзии:

«На север, на север, в морской великий путь
Ложится ледореза натруженная грудь».

Ледокол «Федор Литке» и Владимир Визе

Этот заслуженный советский корабль успел еще немного повоевать в Великую Отечественную войну. Он был базой для многих научных исследований. А в 1955 году «Федор Литке» поставил еще один рекорд. Он добрался до 83 градуса северной широты, что было на тот момент самой северной точной для всех надводных кораблей. Спустя несколько лет ветерана арктического флота списали.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера