1 ноября в истории. Автомобиль АМО-Ф-15

В этот день 1924 года на автозаводе «АМО» выпущен первый грузовой автомобиль АМО-Ф-15 из отечественных материалов.

Отечественное автомобилестроение

Первая Мировая война показала, насколько остро стоял вопрос развития отечественного автомобилестроения. Единственным поставщиком для армии был Русско-Балтийский вагонный завод, но он выпускал всего лишь несколько сотен машин в год, которых, конечно, не хватало для нужд армии. А когда немцы в 1915 году подошли к Риге, завод пришлось эвакуировать в Петроград. Выпуск упал до 25 машин.

Итак, нужно было строить новые автомобильные заводы. Самым серьезным участником этого проекта стало акционерное Автомобильное Московское Общество, и к октябрю 1917 года строительство завода «АМО» было закончено на 75%. Завод начал приводить в порядок и ремонтировать имеющиеся импортные грузовики, чтобы поддержать на ходу разномастный и разбитый войной парк.

А собственное производство грузовиков началось только в январе 1924 года. На заводе сохранились два эталонных грузовика «Фиат» и комплект итальянских чертежей. Их тщательно изучили. Руководил этой работой инженер Владимир Ципулин, который еще до революции стажировался в Германии, а в Гражданскую войну служил в автомобильных частях, где получил громадный опыт ремонта техники. Позже Ципулина репрессировали и расстреляли. Первые автомобили делались буквально на коленке. Балки передних осей, продольные брусья рам ковали ручными молотами. Заготовки коленвалов высверливали из стальной плиты, и потом кувалдой отбивали лишние куски металла. Места крепления деталей и узлов отмечали мелом, а что не подходило, подгоняли и подпиливали.

АМО-Ф-15

Автомобиль АМО-Ф-15

Первый грузовик бригада слесарей Николая Королева собрала в ночь на 1 ноября 1924 года. Испытывал авто сам Ципулин. Когда двигатель завелся, и грузовик медленно тронулся, вся бригада ликовала и кричала «ура!», провожая машину в первую пробную поездку. 6 ноября закончили сборку первой партии в 10 машин. Свежая алая краска на них еще не успела высохнуть, когда 10 красных АМО-Ф-15 двинулись 7 ноября на демонстрацию по Красной площади впереди колонны автозаводцев.

Первые грузовики советские люди встретили тогда с энтузиазмом. Выпуск этих машин без всякого преувеличения и идеологической подоплеки был большим достижением для молодой советской промышленности. Три авто из этой десятки 24 ноября отправили в испытательный пробег. И они успешно прошли без поломок 2000 километров – еще одна победа.

Летом 1925 года два АМО участвовали во всесоюзном пробеге по маршруту Ленинград – Москва – Курск – Москва. Там они составили достойную конкуренцию иностранным грузовикам. И завод «АМО» продолжил расширять свое производство. Если за 1925 год он сделал 113 машин, то в следующем 1926 году уже 342. И теперь эти машины стали главной рабочей лошадкой на всем пространстве гигантской страны. Кареты скорой помощи, пожарные машины, автобусы, 14-местные пассажирские и почтовые, и даже штабной легковой восьмиместный автомобиль с кузовом фаэтон. На шасси Ф-15 для Красной Армии выпускался бронеавтомобиль БА-27, и даже первый инкассаторский броневик для перевозки денег. Машины с маркой «АМО» участвовали в строительстве ЧТЗ и Магнитки. И еще в 1930 году «АМО» обошел итальянский «Фиат» по числу выпущенных машин, произведя 3227 грузовиков.

Автомобиль АМО-Ф-15

Потомок завода «АМО» – «ЗИЛ», пережил в 1990-е годы немалые трудности, удержался на плаву и сейчас является старейшим в России предприятием автомобильной отрасли. А в 1992 году аббревиатуру «АМО», в дань исторической традиции, вернули в название предприятия. Как-никак, именно эти машины первыми поднимали страну из разрухи Гражданской и Первой Мировой войн.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера