4 декабря в истории. Москвич-400

В этот день 1946 года на Заводе малолитражных автомобилей в Москве собран первый массовый советский легковой автомобиль «Москвич-400».

«Москвич-400»

Москвич-400 – легендарный автомобиль уже потому, что машина стала массовой.

Несмотря на высокую цену, приобретение Москвича не было фантастическим, как возможность заполучить лимузины ЗИС или ЗИМ. Те покупались только по спецзаказу, непростыми советскими людьми. Существовала небольшая вероятность выиграть лимузин в лотерею, но за всю историю так их получили только трое счастливчиков. Поэтому, когда появился Москвич-400, он стал настоящим хитом автопрома, хотя стоил около 8000 рублей.

Тысячи людей начали усердно копить, откладывая «на машину». Очень иронично Самуил Маршак в своем стихотворении «Меры веса» писал:

«Писательский вес по машинам
Они измеряли в беседе:
Гений – на ЗИМе длинном,
Просто талант – на «Победе».
А кто не сумел достичь
В искусстве особых успехов,
Покупает машину «Москвич»
Или ходит пешком. Как Чехов».

Москвич-400

Технические характеристики и история появления

Технические характеристики Москвича-400 вряд ли впечатлят современного автовладельца. Это был тесноватый пятиместный седан с двигателем в 23 лошадиных силы. Скорость – до 90 км/час. Печки в салоне не было, а стеклоочистители работали от привода двигателя и при низких оборотах не успевали убирать воду и снег.

История появления этого авто на свет полна противоречий и домыслов. Иногда считается, что первый Москвич собрали на вывезенной из побежденной Германии производственной линии завода «Опель». Но эту информацию подтверждают не все источники. Инженер Борычев вспоминал, что на разрушенной линии в Рюссельсхайме удалось найти только части шасси автомобиля «Опель Кадет». А чертежи были уничтожены во время войны. Лев Шугуров в своей книге «Автомобили России и СССР» пишет:

«Всю документацию, чертежи и расчеты пришлось почти полностью восстанавливать из небытия по части чудом уцелевшей оснастки…»

В распоряжении инженеров оказалось несколько «Опель-Кадетов», и «… на такой скудной базе необходимо было поставить производство машин на поток».

Серийное производство

Личное распоряжение Сталина было жестким – первые пять Москвичей должны были сойти с конвейера в июле 1946 года. К сроку не успели, конструкторы и рабочие опасались, что полетят головы. Благо срок перенесли на конец того же года. И первый серийный автомобиль был выпущен 4 декабря. Именно этот день считается днем рождения Москвича. Подготовка к производству, учитывая все проблемы, заняла всего 1,5 года, и это было рекордом.

Автомобиль Москвич-400

С 1948 года Москвич поставлялся на экспорт. Машины шли в Финляндию, чуть позже – в Албанию, Польшу, Китай. На базе Москвича-400 создали еще несколько моделей. С 1949 по 1956 годы выпускали Москвич с деревянным кузовом. Был собран и кабриолет с брезентовой крышей, и Москвич – скорая помощь, и даже небольшой грузовичок пикап, для села.

Машин выпускалось много. Но они не стояли в магазинах, как велосипеды, и желающие их приобрести обращались в профсоюз на своих предприятиях, и становились в очередь. Иногда свой заветный автомобиль покупатель ждал ни один год. Что примечательно, цвет машины нельзя было выбрать. Брали тот, который был в наличии.

И все же, это была первая относительно доступная модель, которая позволила советским людям почувствовать себя независимыми. Последний Москвич 400-й серии собрали 20 апреля 1956 года. Наравне с Победой и ГАЗ-51, Москвич совершенно изменил автомобильный облик страны. Это без преувеличения была по-настоящему эпохальная машина. Сегодня Москвич-400 – это заслуженная классика, которую бережно восстанавливают, чтобы затем показывать на выставках.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера