В этот день 1939 года Верховное командование Советского Союза рекомендовало к принятию на вооружение средний танк Т-34.
Танк Т-34
С тех пор, как современная война превратилась в налаженную фабрику смерти, победу в ней ковали не только на поле боя, но и в цехах заводов. Гонка калибров, двигателей, брони. Советский Союз наверняка был бы обречен в 1941 году, если бы не смог удивить германские войска своим вооружением. Слава Богу, несколько таких сюрпризов у нее были. Один из них, если не главный, – танк Т-34, самый массовый в истории, самый массовый в той войне, самый совершенный в первые годы, мировой шедевр инженерной мысли.
Насколько советские изобретатели ушли далеко в своих танковых «изысканиях», говорит хотя бы такой еще довоенный факт. Весной 1941 года сам Гитлер позволил группе конструкторов из СССР осмотреть лучшую немецкую модель T-IV. Он явно желал произвести впечатление мощью военной немецкой машины, что не получилось.
«При этом русские, осматривая наш танк Pz-IV, не хотели верить, что это – наш лучший танк. Они все время повторяли, что мы прячем от них новейшие конструкции. Настойчивость комиссии была столь велика, что офицеры сделали вывод: «русские обладают более совершенными типами танков, чем мы».
Этот эпизод мы знаем благодаря воспоминаниям Гейнца Гудериана, главного немецкого танкового теоретика и полководца. Оттуда же можно почерпнуть еще много другого любопытного, о том, каким сюрпризом стало для немцев появление на поле боя советского Т-34.
Но обо всем по порядку. В середине 1930-х годов в далекой Испании началась гражданская война, в сражениях которой и немецкая, и советская стороны опробовали свое вооружение. И тут выяснилось, что танки из СССР плохо держат орудийный выстрел. Главный их создатель Афанасий Фирсов весьма точно оценил положение:
«Сдадим сырой танк – жди беды. А не сдадим – головы полетят».
Разработка и создание танка
До триумфа своего КБ Фирсов и правда не дожил, его голова «полетела». Он сгинул в первой же волне репрессий. Его работу перехватил Михаил Кошкин. Была переделана концепция старых моделей БТ. Танк обзавелся толстой противоснарядной броней, да еще под наклоном 30-40 градусов, что кратно увеличивало шанс рикошета. Выросла масса более чем до 25-30 тонн. Рациональная компоновка, надежный дизельный двигатель, широкие гусеницы, большой калибр орудия – все это делало танк настоящим шедевром. Да только СССР о новой модели заявлять не спешил. К началу войны с Германией машин было выпущено порядка 1200 (вовсе не мало), но немцы о них фактически не знали.
Участие танка в войне
И вот неожиданность, когда эффект первых недель наступления летом 1941 года был исчерпан, тут и там в немецких воспоминаниях стали появляться полные шока слова:
«В районе Вереи танки Т-34 как ни в чем не бывало прошли через боевые порядки 7-й пехотной дивизии…», «… началась так называемая танкобоязнь…», «Изумление было полным. Как могло получиться, что там, наверху, не знали о существовании этого превосходного танка?», «Огонь! Попадание. Еще одно и еще одно попадание. Прислуга продолжала отчет: 21, 22, 23-й 37-мм снаряд ударил в броню стального колосса, отскочив от нее, как горох от стенки. Артиллеристы громко ругались…»
Ни один немецкий противотанковый калибр не мог нормально бороться с этой новой силой. Танкистам вермахта категорически воспрещалось вступать в дуэли с тридцатьчетверками. Только использование зенитных орудий и спецсредств спасало для немцев положение.
Несмотря ни на какие поражения 1941 года, войну инженерной мысли в конкретной области Советский Союз выиграл, причем за явным преимуществом. Да, через пару лет немцы смогли сделать ответный ход, создав свой знаменитый «зверинец» – танки «Тигр» и «Пантера». Однако они оказались столь сложными в изготовлении, что на одну «Пантеру» советские заводы отвечали десятью тридцатьчетверками. И в том была еще одна гениальность этих машин, настоящего оружия победы.
Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй Мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.