В этот день 1946 года в СССР Игорем Курчатовым был запущен первый в Европе ядерный реактор Ф-1.
Цепная саморазвивающаяся реакция
В официальном отчете руководству страны ученый писал:
«В результате большой и напряженной работы, проведенной коллективом в течение июля 1943 – декабря 1946 годов, удалось 25 декабря 1946 года в 18 часов впервые наблюдать цепную саморазвивающуюся реакцию…»
Еще до отчета об успешном запуске узнал куратор атомного проекта Лаврентий Берия. Он не очень доверял ученым и, желая перед докладом Сталину, увидеть все своими глазами, попросил Курчатова на следующий день еще раз повторить весь процесс в его присутствии. Все подтвердилось.
Первая в истории атомная бомба
Начинать же эту историю можно с 16 июля 1945 года, когда в США была испытана первая в истории атомная бомба. В это время в Потсдаме проходила конференция, на которой присутствовали Трумэн, Черчилль и Сталин. 24 июля, после окончания заседания, американский лидер подошел к советскому, чтобы сообщить ему о сверхновом оружии. Черчилль наблюдал это со стороны, вот его воспоминания:
«… Я был уверен, что он не представляет всего значения того, о чем ему рассказали. Совершенно очевидно, что в его тяжелых трудах и заботах атомной бомбе не было места».
Если же верить воспоминаниям Жукова, то тут все не так просто.
«Как Черчилль, так и многие другие англо-американские авторы считали, что, вероятно, Сталин… не понял значения сделанного ему сообщения. На самом деле, вернувшись с заседания, Сталин в моем присутствии рассказал Молотову о состоявшемся разговоре с Трумэном. Молотов тут же сказал: «Цену себе набивают». Сталин рассмеялся: «Пусть набивают. Надо будет переговорить с Курчатовым об ускорении нашей работы».
Советский атомный проект
В СССР полным ходом уже несколько лет шла работа по созданию атомного реактора, а значит, и атомного оружия. В апреле 1943 года Курчатов стал начальником лаборатории №2, где велись работы по атомной бомбе. Такое назначение стало возможным благодаря рекомендации академика Иофе. Игорь Курчатов на момент назначения не был даже членом-корреспондентом Академии наук. В условиях повышенной секретности в лаборатории №2 выделили большой участок земли на окраине Москвы. Люди при поступлении в лабораторию проходили многомесячные проверки и подписывали обязательства о строгом сохранении тайн.
Ядерный реактор Ф-1
Но был момент в ходе работы по созданию реактора, когда Курчатов готов был уйти. У него возник спор с известным физиком-ядерщиком академиком Алихановым, который работал тогда в лаборатории. Спор касался конструктивных особенностей реактора. Игорь Курчатов предлагал воспользоваться американским опытом. Алиханов предлагал ноу-хау. На одном из совещаний Курчатов заявил: либо будет, как он предлагает, либо он отказывается от руководства проектом. Высшее руководство приняло точку зрения Курчатова.
За три года ученые проделали колоссальную работу. Опыта сооружения устройств, подобных атомному котлу, у советских ученых и инженеров не было. Все делалось в первый раз. Для котла необходимы были уран, графит, новые конструкционные материалы. Урана в стране не было, его собирали по крупицам. Из оккупированной Германии вывезли найденные там остатки урана и его руды. Основная масса досталась американцам. Срочно по всей стране были организованы геологические экспедиции для поиска месторождений этого радиоактивного металла.
В итоге к вечеру 25 декабря 1946 года все было готово к запуску. Перед началом процесса еще раз проверили все системы безопасности. Но на всякий случай возле троса, на котором был подвешен кадмиевый стержень аварийной защиты, Курчатов приказал положить обыкновенный топор. Если возникнет аварийная ситуация, а приборы защиты не сработают, трос нужно было перерубить. Стержень упадет в активную зону и прервет цепную реакцию. Топор не понадобился.
Опыт эксплуатации Ф-1 позволил приступить к строительству на Урале первого промышленного котла И-1. К лету 1949 года из облученного в нем урана было выделено примерно 4 кг плутония, из которого были изготовлены первый ядерный заряд и первая ядерная бомба. Так невероятно форсированными темпами Советский Союз вошел в свою атомную эру.