В этот день 1862 года родился русский писатель и литературный критик, один из ярких фельетонистов своего времени Александр Амфитеатров.
Александр Амфитеатров
Александр Амфитеатров родился в переломный для России момент, когда страна доживала последние десятки лет империи, чтобы перейти к новой драматичной советской эпохе. У него были сложные отношения буквально со всякой властью, царской и большевистской. 14 лет писатель прожил в эмиграции, а вернувшись за год до революции, был вынужден снова бежать в Европу, где его популярность постепенно сошла на «нет». Сегодняшние книголюбы практически не знакомы с творчеством Амфитеатрова, в то время как в конце XIX века его имя находилось в первой десятке самых издаваемых авторов.
«Неуемный русский талант», – так называл Амфитеатрова коллега по цеху писатель Иван Шмелев. А поэтесса Зинаида Гиппиус задавалась вопросами: «Кто он? Беллетрист? Публицист? Критик? Хроникер? Репортер?»
Творчество Амфитеатрова
Поистине талант русского писателя был многогранен. Исторические романы, сборники рассказов, путевые очерки, циклы фельетонов и критических статей, пьесы – все это вылетало из-под его пера, как из пулемета. И это при том, что базовым образованием писателя был юридический факультет Московского университета. В молодости Александр Амфитеатров подавал надежды и в оперном пении, после заграничного обучения был даже зачислен в труппу Мариинского театра. Однако после намека одного из товарищей, не надоело ли Александру быть вечно на вторых ролях, Амфитеатров бросил музыку и всерьез занялся литературным творчеством.
Он стал постоянным автором колонки в сатирическом журнале будильник, сотрудничал с газетой «Новое время», был одним из издателей газеты «Россия», спонсируемой известным меценатом Саввой Мамонтовым. Правда, из-за своего либерального направления, которое привлекло к себе внимание цензурного ведомства, газета просуществовала недолго. Финальным аккордом для газеты стала публикация сатирической истории Амфитеатрова, по сути антимонархической. Сам автор фельетона получил запрет на занятие литературой и был выслан в ссылку под Петербург, откуда вскоре уехал в эмиграцию.
Уже на чужбине Амфитеатров создал большинство своих произведений. Он сменил творческий вектор и сосредоточился на беллетристике. Литературные задумки поражали своим размахом. Так в планах Амфитеатрова было написание 12 романов, «изображающих ликвидацию русского XIX века в веке XX – переломы в искусстве, в семье, в торговле». Но на деле реализовано было лишь одно произведение под названием «Сумерки божков». С другой стороны, «десятки томов изысканной прозы» появлялись один за другим, по несколько романов в год.
«Амфитеатров ставил перед собой задачу по возможности подробно и полно показать общественную и частную жизнь россиян на переломе двух столетий. Делал он это весьма талантливо, удачно выхватывая из гущи различных слоев русского общества отдельные, характерные для того времени типы; мог поместить на страницы своих книг легко узнаваемых конкретных людей…», – так оценивали это творчество коллеги-литераторы, поражаясь разнообразию тем, включающих в себя исторические мотивы, мифологические и фольклорные ноты.
Само же мировоззрение автора с годами претерпевало изменений. Вдали от родины политические взгляды Амфитеатрова отторгли революционные настроения, которые он когда-то рьяно поддерживал наперекор монархии. Все, что накопилось и болело, писатель передавал посредством пера и чернил.
«Романист, и публицист, и историк, и драматург, и лингвист, и этнограф, и историк искусства и литературы, нашей и мировой, – он энциклопедист-писатель, он русский писатель широкого размаха, большой писатель, неуемный русский талант – характер, тратящийся порой без меры».