Возвращение блудного сына

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

У картин бывают разные судьбы. Та картина, о которой мы сегодня будем говорить, она простояла в мастерской своего создателя совсем-совсем немного, меньше года. А потом ее вынесли, и начался ее путь по бесконечным распродажам, хранилищам и просто складам.

Путь картины

И длилось это довольно долго, пока на стыке XVII – XVIII веков эту работу не приобрел Шарль Кольбер, посол французского короля Людовика XIV, «короля-солнца». И с этого момента на шесть десятилетий эта работа нашла приют в родовом замке Кольберов.

Она принадлежала сначала самому Шарлю Кольберу, потом его сыну, потом его внуку. И вот внук, уже носящий другой титул и даже другое имя – герцог де Кадрус – незадолго до своей кончины в 1766 году эту работу продал русскому князю Дмитрию Алексеевичу Голицыну, которому тогда было 32 года. Он был молод, красив, бывший гвардейский капитан, а теперь уже шесть лет как чрезвычайный уполномоченный посол России в Нидерландах.

Екатерина II поручала ему покупать для себя, для Зимнего дворца, картины, книги, разного рода редкости. В 1767 году картина, вместе с многочисленными книгами из библиотеки Дидро, вот с таким сопровождением прибыла в Петербург, и  уже два с половиной века находится в Эрмитаже.

Рембрандт

Она написана в тот самый год, когда Рембрандт умер. И когда он писал эту работу, он, конечно, догадывался, а может быть даже и знал, что это итог его жизни. И творческой жизни, и жизни вообще. Ему не было еще двадцати пяти, когда он приезжает в Амстердам, открывает свою мастерскую, становится довольно быстро известным и даже модным художником. У него появляются заказы. Он полюбил Саскию ван Эйленбюрх, дочь бургомистра одного из провинциальных городков. Полюбил и женился. И эта женитьба ввела его в высшее общество Нидерландов того времени. Начинается 10 лет невероятного успеха. Самые лучшие 10 лет в жизни Рембрандта, когда невероятное количество заказов оплачивается невероятным количеством денег. Он покупает роскошный дом, и этот дом обставляет дорогой мебелью. А потом что-то происходит. Происходи почти одновременно в 1642 году.

Сначала почему-то заказчикам не понравился «Ночной дозор». Это мы сегодня считаем эту работу шедевром. А вот заказчики почему-то не удовлетворились этой работой. И стало довольно много предъявляться к нему претензий, и заказов стало меньше. А еще умирает Саския. И все двигается по наклонной. Начинается депрессия, уходят ученики. Один свет в окошке – это его сын Титус. Ему он в 1653 году завещает оставшееся имущество. Он боготворил своего сына. И надо сказать, что сын-то тоже боготворил своего отца, и любил его, и любил его искусство. Но Титус очень рано скончался. По роковому стечению обстоятельств, как и его мать, в 30 лет.

Рембрандт. Возвращение блудного сына

«Возвращение блудного сына»

И именно в это время, именно в этом эпицентре бездны отчаяния рождается «Возвращение блудного сына». Последняя большая работа этого великого художника.

Если мы смотрим на работу «Возвращение блудного сына», на этот красновато-теплый, одновременно торжественный и трагический колорит, на это удивительное молчание, которое исходит от этой работы, когда все замерли, все остановилось, мы понимаем, что эта мысль Рембрандта трагична. Он, наверное, воспринимал свою жизнь, как растраченный дар.

К этой теме обращались многие художники и до Рембрандта, и среди его современников, и после него. Сын захотел жить самостоятельно. И он просит отца выделить ему его имущество. Получил он это имущество, он бездарно им распорядился, он его промотал, стал нищим, жил вместе со свиньями, ел тот же самый корм, что и свиньи.

И когда стало совсем невмоготу, когда он находился в самой окончательной безысходности, тогда он подумал, что ведь есть же отец, надо пойти к нему, он поможет. И он приходит к своему отцу, и отец его принимает. И на слова старшего брата, который все время оставался с отцом, он ответил, что надо радоваться тому, что вот этот блудный вернулся, потому что он был потерян, а теперь нашелся. Он был мертв, а теперь жив.

Эта тема, конечно, не о взаимоотношениях отцов и детей. Она о взаимоотношении Бога и человечества. Это человечество покинет своего Создателя. Это мы помним – Адам покинет Эдем. Это человечество получит свой удел – вот этот мир. Это человечество разорит то, что оно получило. И когда оно дойдет до состояния совершенного отчаяния, оно вернется к своему Создателю.

Видимо, Господь принимает нас, потому что просто любит. Просто любит, как Свое творение, и знает, что любовь обладает удивительной силой милосердствуя исцелять. Не сразу, но постепенно. И в этом отношении «Возвращение блудного сына» – это тема трагическая. Но и онтологически это, все-таки, удивительно вдохновительная тема. А Рембрандт к ней обращался ведь тогда, в 1669 году, не первый раз. Это был самый счастливый год в его жизни. Это был 1635 год.

Тогда была написана картина очень знаменитая, и даже можно сказать, популярная – «Автопортрет с Саскией на коленях…» Поразительно мажорный образ самого художника и его супруги. Но у этой работы есть авторское название. Она называется «Блудный сын в трактире». Значит, уже тогда самого себя Рембрандт ассоциирует с блудным сыном, понимает неизбежность расплаты, понимает, что впереди его ждут тяжелые времена. Во всяком случае, иначе трудно объяснить, почему он дает этой работе такое странное название. А затем, на следующий год, появляется офорт, а затем в вот этот роковой 1642 год появляется рисунок. Он постоянно обращается к этой теме блудного сына, ассоциируя себя именно с этим несчастным.

Рембрандт

Кто-то, и довольно настойчиво, говорит о том, что «Возвращение блудного сына» – это работа, в которой Рембрандт ассоциирует себя с отцом. Он так хотел обнять своего сына, свою жену. Тех, кого он потерял, тех, с кем было связано его счастье. Но ассоциировать себя с Создателем, зная, что ты умираешь – это дерзость, безумная дерзость. Мы склонны считать, что себя он воспринимает именно, как блудного сына. И себя он видит вот этим несчастным, который припал к ногам своего Отца, Создателя, зная, что Тот простит и излечит его Своей любовью.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Картины Алексея Владимировича Адамова 

На главную страницу сайта - Семья и Вера