Слово в образе. Воскрешение дочери Иаира

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня наш разговор об одном из самых знаменитых, наверное, даже самом знаменитом, самом известном, самом популярном русском художнике − Илье Ефимовиче Репине, который прожил удивительно долгую жизнь. Он был так любим и до революции, и после революции, и при этом оставался довольно загадочным персонажем. Мы сегодня говорим об его дипломной работе − «Воскрешение дочери Иаира».

Илья Репин

Эта картина написана на большую золотую медаль, для того, чтобы стать профессиональным художником, подтвердить это качество. «Воскрешение дочери Иаира» − картина на религиозный сюжет. В это же самое время он работает и над «Бурлаками» − работой, которая носит откровенно социальный характер.

Были времена, когда в его мастерской, уже тогда, когда он был академиком, профессором, стояла картина «Отказ от исповеди», абсолютно атеистическая, воинственно-атеистическая работа. И в этой же мастерской стояла работа  «Епископ Мир Ликийских Николай являет милосердие».

Вот как такое могло совмещаться в одном человеке? «Воскрешение дочери Иаира» было работой профессиональной, добротной. Но если бы мы в ней не чувствовали вдохновения, не чувствовали подлинного религиозного чувства, тогда все было бы понятно − человек выполняет заказ, выполняет правила того времени, в котором он живет. Но ведь дело-то в том, что во всех своих работах Илья Ефимович был поразительно искренен. В этом-то и есть его удивительное, особенное  качество. Он ведь сам признавался, что, когда он видит краски, бумагу или холст, то испытывает чувство особого восторга, особого экстаза и страстного желания немедленно, сейчас же начать работу и считает для себя самыми счастливыми мгновениями своей жизни тогда, когда он встает рано утром и начинает работу в своей мастерской.

«Воскрешение дочери Иаира»

Да, надо написать дипломную работу. Ведь художник все равно всегда, так или иначе, но думает о теме. И он увидел решение этой темы. «Дочь твоя не умерла, но спит». И вот тут Репин вспомнил свои ощущения, когда умирала его сестра Устенька. А ему всегда нужно было опереться на свои ощущения. Он увидел себя со стороны, осознал это состояние, с одной стороны, неверия и  надежды, которую он тогда испытывал. Это стало для него тем самым мгновением, когда он стал входить в пространство религиозного подлинного переживания. Так начала рождаться эта картина.

А, между прочим, его ведь соперником тогда был одногодок Василий Дмитриевич Поленов. Найти людей более непохожих друг на друга практически невозможно. Породистый петербургский аристократ, среди предков которого был Гаврило Романович Державин, − это Поленов. Блестящий мастер, ничуть не хуже владеющий техникой живописи, чем Илья Репин. И вот его коллега по классу − Илья Ефимович − такой живчик, сын солдата из Чугуева в Украине. Они дружили и оба были дипломантами, оба писали работу на тему «Воскрешение дочери Иаира».

Воскрешение дочери Иаира

Мы не можем говорить о том, что по жизни Репин был человеком религиозным − временами совершенно не религиозным. А вот Поленов − это человек, который всецело относится не только к христианской традиции и культуре, но и является действительно, подлинно практикующим православным.

Одна из этих работ находится в Русском музее – это картина Репина, а другой диплом находится в Музее Академии художеств. Да, работа Поленова замечательна, но это работа, в которой подлинного религиозного вдохновения нет. Перед нами скорее жанровая картина. Замечательная, блистательно выполненная, достойная во всех отношениях, но, увы, вот того мистицизма, того завораживающего состояния религиозной экстатичности, которая присутствует в работе Репина, у Поленова нет. Если нам не скажут, что она посвящена одному из сюжетов пребывания Бога на земле, мы этого там не почувствуем. А вот в «Воскрешении дочери Иаира» Репина это есть.

Репин очень долго искал этот изобразительный ход, менял высоту ложа, ставил его совершенно параллельно фронту холста, чуть-чуть сдвигал его под углом, искал и цвет, и форму профиля Христа, расстояние. Здесь было все чрезвычайно важно. Ему удалось создать работу, в которой мы становимся свидетелями чуда. Не чуда, которое свершилось, как у Поленова, где Христос держит за руку благодарно смотрящую на Него дочь Иаира, и где мы видим восхищенных членов семьи священника Иаира, которые бесконечно рады совершившемуся чуду.

Нет, Репину удается поместить нас в пространство тогда, когда чудо совершается, когда дочь Иаира находится в состоянии между смертью и той жизнью, в которую она возвращается. И это удивительное состояние поддерживается горящим светильником, а в темноте мы различаем членов семьи, которые очень различные при всем при том. Кто-то еще полон сомнения, а кто-то полон предчувствия радости, как сам Иаир. Это удивительное, практически невозможное к выражению состояние чуда. Репин нашел для него идеальное решение.

И поразителен образ Христа. Если мы посмотрим на этот образ внимательно, то увидим, насколько он близок к традиции Александра Иванова. Это тот же образ. Поразительно самодостаточный, сосредоточенный и как бы выделенный светом, цветом, профилем, контуром, сфумато вокруг этой фигуры, выделенный из общего пространства, Сам по Себе являющийся. Тема явления, которая так очевидна у Александра Иванова, она ведь не менее очевидна у Ильи Репина. Совершенно поразительно.

Репин и Поленов

Комиссия Академии художеств была в затруднении. Проблема была еще в том, что Илья Ефимович не все экзамены сдал. Ему была присуждена золотая медаль. Никто не скрывал, что самая сильная работа − это работа Репина. Но Поленов тоже получил золотую медаль. Это, наверное, справедливо. Они вместе поехали за границу, где оба будут скучать по своей стране, потому что жизнь и того, и другого была немыслима без Отечества.

Илья Репин и Василий Поленов

Да, это были совершенно разные художники, но поразительно, как, расходясь и сходясь в течение своей долгой жизни, они сохранили поразительное уважение друг к другу. И в день своего восьмидесятилетия Поленов из Финляндии получил коротенькую телеграмму на французском языке, в которой Репин поздравлял своего товарища с юбилеем и написал: «От старого друга».

Эти два художника представляют собой расходящиеся и одновременно идущие параллельно направления в русском искусстве, две формы жизни искусства в историческом времени.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. «Возвращение блудного сына» 

На главную страницу сайта - Семья и Вера