Слово в образе. Экстаз святой Терезы Авильской

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня мы с вами отправимся в Рим, и поговорим о скульптуре, которая находится в церкви Санта Мария делла Витториа. Эта церковь построена в самом-самом начале XVII века архитектором Карло Мадерна, тем самым, который работал и над главным фасадом Собора Святого Петра.

Лоренцо Бернини

Внутри этой церкви находится скульптура, которая нас с вами сегодня интересует. Она создана человеком, который, наверное, обладает талантом, равным Питеру Паулю Рубенсу, но в сфере скульптуры, а затем уже и в сфере архитектуры. Лоренцо Бернини родился в Неаполе. Отец его – флорентийский скульптор Пьетро Бернини, мама – неаполитанка. Довольно рано, уже в 1607 году, семья переезжает в Рим. Здесь пройдет вся грандиозная, удивительно счастливая жизнь этого удивительно талантливого человека, которому, наверное, в той сфере искусств, которую он избрал своим поприщем, равных, во всяком случае из его современников, не было.

Лоренцо Бернини уже в 23 года будет удостоен за свое искусство звания рыцаря церкви, будет награжден папским орденом. В 1625 году он станет руководителем работ по завершению Собора Святого Петра. То есть, он очень рано достиг вершин карьеры, но при этом он и удивительно рано раскрылся, как невероятно талантливый, может быть, даже гениальный скульптор.

Это позволило кардиналу Корнаро сделать закал на оформление своей родовой капеллы в церкви Санта Мария делла Витториа, которая была посвящена ордену кармелитов. И Бернини за эту работу взялся. Создавая эту капеллу, скорее даже нишу, которая была превращена в левом трансепте в капеллу, центром всей композиции Лоренцо Бернини определил скульптуру, которая сегодня всемирно известна, как «Экстаз святой Терезы Авильской».

Только в 1618 году решением папы Павла V было принято положение о беатификации святой Терезы. А спустя четыре года уже папа Григорий XV определит святую Терезу святой, равной учителям церкви.

Джованни Лоренцо Бернини

Тереза Авильская

Это реальная женщина, испанка. Женщина, которая неожиданным образом стала вторым после святого апостола Иакова небесным покровителем Испании. Это тот человек, которая своим трудом, своим духовным подвигом предопределила то, что впоследствии будет называться контрреформацией.

Святая Тереза родилась в городе Авилла в довольно состоятельной, благородной семье. Уже в 6 лет она научилась читать, в 20 лет она ушла из дома вопреки, конечно, желанию родителей, и вступила в орден кармелиток. Здесь, находясь в этом ордене, она задумала реформу этого ордена, и в результате этого появился орден босых кармелиток. Женский орден, который будет иметь и мужское отделение.

Движение, которое получит свой устав, которое, хоть и с трудом, но будет легализировано в церкви, которое станет одним из так называемых нищенствующих орденов, и будет свидетельствовать о подлинном Учении Христовом, свидетельствовать против тех, кто нравственно разлагал христианский мир, разрушал его. Этот орден был призван напомнить о подлинных ценностях христианства, о подлинном предназначении человеческой жизни.

Надо сказать, что чрезвычайно популярная Тереза Авильская была и очень талантливым богословом, писателем. Она написала несколько крупных работ, в которых она излагала свою доктрину, рассказывала очень эмоционально о своих духовных переживаниях. Эти тексты имели колоссальное значение для своего времени. В сущности говоря, святая Тереза является первой женщиной-писателем Испании. Вот эта святая становится предметом творчества Бернини.

«Экстаз святой Терезы Авильской»

По сути дела, перед нами даже не совсем скульптура. Правильнее называть это композицией, в которой участвует практически все пространство капеллы, где эта мраморная скульптура является центральной. Смотрите, как интересно решена проблема света. Он спускается как бы сверху. Там было сделано специальное окошечко для освещения. И это освещение подчеркивается спускающимися золотыми лучами. Давайте почитаем маленький фрагмент из текстов святой Терезы.

«Вблизи от меня возник ангел, имеющий человеческий облик. Он был невысок, но очень красив, лицо его сияло, как у небесных ангелов, которые, кажется, объемлет пламя… В руках у него было золотое копье, чей наконечник выглядел как огненная стрела. У меня возникло ощущение, что он проткнул копьем несколько раз мое сердце и все мои внутренности. Затем он, казалось, вытащил их вместе с копьем, а внутри у меня остался лишь огонь огромной любви к Богу. Но эта же боль приносила огромное наслаждение, и не хотелось, чтобы она кончалась; удовлетворить мою душу мог только сам Бог. Боль была не физической, а духовной, хотя тело участвовало в этом процессе – и в немалой степени».

Представляете, какие тексты были у Терезы Авильской. Это своеобразное богословие, и это своеобразное религиозное переживание, которое, конечно, таковым является. Но оно, наверное, для нас с вами, людей православных, несколько экстравагантно. А вот как замечательно это выразил Лоренцо Бернини.

Экстаз святой Терезы Авильской

В экспрессии многочисленных складок мантии, в откинутом и устремленном к лучу света лице святой Терезы Авильской, образе ангела, почти ребенка, который направляет золотую стрелу прямо в сердце святой. Это, конечно, тот особый вид скульптуры, в котором исчезает сам материал, он преображается в мастерстве скульптора, совершенно невероятном, способном передать в мраморе даже материальность ткани или человеческой кожи. Наверное, для православного человека слишком театральное действо, слишком выявленное во внешней экспрессии. Но такова была эстетика барокко.

А теперь обратите внимание вот еще на что. На боковые стены капеллы. В них мы с вами видим театральные ложе. Это мраморные рельефы, слева и справа, тоже сделаны Бернини. Вот такая поразительная театрализация религиозного действа в этой капелле нам представлена.

Когда мы глядим на эту работу, мы понимаем, сколь велик был Лоренцо Бернини, как мастер. Но мы понимаем и то, в чем причина религиозного  кризиса Западной Европы. В эстетизации религиозного чувства, в преобладании внешнего благочестия над внутренним духовным основанием. И в этом отношении работа Бернини очень показательна. Сам он считал свою работу совершенной. И он напишет: «Это высшее достижение моего резца, которым я победил мрамор, и сделал его гибким, как воск. И этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».

А ведь действительно, это ему удалось. Но в угоду мастерству, в угоду искусству было принесено подлинное религиозное чувство, которое так отомстит спустя век-полтора Западной Европе.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Распятие 

На главную страницу сайта - Семья и Вера