Слово в образе. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодняшний наш разговор о работе, которая, как говорят, легла в основу Государственного Русского музея, то есть музея императора Александра III. Это картина Ильи Ефимовича Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Работа долго считалась проходной и необязательной, даже случайной в творчестве Ильи Ефимовича Репина. А между тем она ведь появилась на XVII выставке «Товарищества передвижников». И эта выставка сама по себе чрезвычайно интересна, потому что здесь состоялся известный перелом, кризис движения товарищества.

Илья Репин и товарищество передвижников

Работа была заказана женским монастырем недалеко от Харькова. Монастырь этот был незначительным, невыдающимся. Там была только одна особенность. Инокиня Олимпиада из этого монастыря  была сестрой Ильи Ефимовича Репина. Пользуясь такой протекцией, монастырь и заказал эту картину. Был 1884 год. Только что окончена картина «Не ждали» с яркой социальной окраской. Трудно было ожидать от Репина, что он увлечется христианской тематикой. Вдруг, тем не менее, появляется не только сама большая картина, наверное, задуманная как алтарный образ, но все-таки не икона, все-таки картина вполне светского характера, хотя наполненная, безусловно, христианским, религиозным содержанием.

1888 год, передвижная XVII выставка. И что же там экспонируется? Работы, в известной степени, знаковые. Во-первых, работа художника Максимова, одного из основоположников товарищества, которая свидетельствует о состоянии идеологического здоровья передвижников. Называется она «Все в прошлом». Здесь же мы видим очень любимую, всеми известную работу Виктора Васнецова, довольно странную по своей сказочной экзотике. Это «Иван Царевич на сером волке». Здесь мы с вами видим работу такого мэтра пейзажа, как Иван Шишкин. Причем это, наверное, самая знаменитая работа Шишкина − «Утро в сосновом лесу». Та самая, где мишки.

Но, интересно то, что на этой выставке довольно много работ, посвященных христианской теме. Это и «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад» Николая Ге. Это знаменитая огромная работа Поленова «Христос и грешница». И это картина «Николай Мирликийский» Ильи Репина, увидев которую император Александр III сказал, что она, несомненно, достойна того, чтобы находиться в музее национального искусства. Монастырь лишился своего заказа, и Репину пришлось сделать один из повторов.

Илья Репин

«Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных»

Работа Репина с технической и композиционной точек зрения, несомненно, одна из лучших в творчестве художника. Поразительна простота композиции, в центре которой находится группа, состоящая из святого Николая Мирликийского, палача и несчастного, приготовившегося к казни. Обратите внимание, как Репину удается сочетать поразительную экспрессию жеста святого Николая, как он останавливает меч. И в то же самое время движение вверх, устанавливающее метафизическую вертикаль работы. Она все усмиряет и успокаивает. Сочетание динамики и возвышенной простоты.

Для святого Николая позировал поэт, государственный деятель, тайный советник Аполлон Майков. Не Аполлон Александрович, а Аполлон Николаевич. Образ, который, как говорят, навеян Львом Толстым. Трудно сказать. Да, Репин был исполнен колоссального уважения, пиетета ко Льву Николаевичу Толстому. Но отношения Толстого с христианством довольно сложны. И, кстати сказать, сложное отношение Льва Толстого к живописи. Он работу Репина не принял. Толстой сказал, что то, что сказано в этой работе просто и банально. Это гораздо проще сказать словами, и для этого совершенно не нужно создавать никакой картины.

Но картина обладает особой эмоциональной наполненностью. Посмотрите на эту симфонию рук и меча, занимающую центральное положение в картине. Посмотрите на фигуру палача − мощную, казалось бы, подавляющую и вдруг оказывающуюся совершенно безвольной перед духовной энергией святого Николая. Для палача, кстати, позировал приятель Ильи Ефимовича Репина, художник Николай Кузнецов. А вот несчастный, который стоит на коленях, фактурный, чернобородый, с руками, прижатыми к груди, – это земляк Репина, украинский писатель польского происхождения, писатель, драматург, автор большого количества романов, Иероним Ясинский. Фигура очень сложная в русской литературе, сегодня почти забытая. Идеалист, революционер, потом человек, который отказался от революции, прожил очень длинную жизнь.

Посмотрите, как ожидает разрешения конфликта еще один пленный, молодой, в розовой тунике, такой несчастный, такой надеющийся, запоминающийся своей трогательностью. Для этого образа позировал Дмитрий Мережковский. Вот такая удивительная картина, в которой современность для нас Репина, современность конца XIX века сочетается с глубиной веков.

Илья Репин. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных

Святой Николай Мирликийский

Святой Николай Мирликийский занимает особое место в духовной жизни и христианства вообще, и России особенно. Количество храмов, посвященных святому Николаю Чудотворцу, так велико, что оно уступает, наверное, только храмам, посвященным Богородице. Репин, когда работал над картиной, он, наверное, не думал, что его так увлечет эта тема. Она увлечет его до такой степени, что он поедет за границу, в Италию, в город Бари, посетит место упокоения святого Николая.

Святой Николай Мирликийский − человек, проживший очень долгую жизнь, родившийся тогда, когда Римская империя находилась еще в своем языческом зените, в 270 году. Он уйдет из жизни 75-летним старцем, когда христианство уже будет торжествовать, когда будет работать Первый Вселенский Собор, когда император Константин подпишет Медиоланский эдикт. И там, на этом Вселенском Соборе он будет продолжать сражаться за христианство. Общеизвестна его знаменитая дискуссия с Арием, основоположником арианской ереси, которая, говорят, кончилась даже весьма эксцентрично. Это был человек абсолютно бескомпромиссный. Он отстаивал справедливость, свободу веры, право несчастных на истинный суд − и во времена Диоклетиана, и во времена Константина. Его невозможно было подкупить.

Сюжет, который мы с вами видим в картине Репина, − это ведь реальный сюжет. Здесь нет чуда, а есть подвиг очень старого человека, который останавливает казнь, потому что те, которые приговорены к казни, не прошли праведного суда. Они невиновны, а раз невиновны, то должны быть свободны. Эта работа поразительным образом соответствовала тому настроению, которое было развито, витало в русском обществе: довольно крови, довольно жестокости, давайте остановимся.

Как талантливый человек, Репин поразительным образом ощущал, как мы сегодня говорим, тренд времени. Он понимал, что необходимо остановиться, вернуться к корням, к традиции, к тому, что питало, держало, двигало, обеспечивало процветание и гармонию той страны, которая, кажется, идет не туда. Вот об этом эта работа. Она соответствует началу религиозного возрождения в русской философии. Она дает новые направления русскому искусству. Но, к сожалению, в творчестве самого Репина, увы, это не найдет продолжения. Он увлечется новыми трендами. И в этом отношении разделит судьбу страны. Действительно, Репин поразительным образом связан с драматургией своего Отечества.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Воскрешение дочери Иаира 

На главную страницу сайта - Семья и Вера