Церковное строительство

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

С конца Х века на Руси началось активное возведение церквей и храмов. Для их строительства приглашались греческие мастера. Так в русскую культуру вошли византийские традиции, органично совмещавшие в себе черты западной и восточной культур (это характерно для ранне-византийских элементов культуры); в результате последующего развития расхождения между Востоком и Западом только усилились. Например, из западной архитектуры к нам перешли арки и ниши, характерные для римских базилик, из восточной – крестово-купольная система.

Церковное строительство

Первым каменным храмом на Руси стала церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Она была построена византийскими мастерам в конце Х века и получила название Десятинной, так как князь Владимир выделил на её содержание одну десятую часть своих доходов. К сожалению, храм не сохранился: в 1240 году он был разрушен татарами во время нашествия Батыя. В Киеве остался лишь неполный фундамент этой церкви. Археологические раскопки свидетельствуют, что это был большой храм с пятью куполами. Интерьер храма имел богатое убранство: стены были покрыты мозаикой и фресками, полы – мрамором, украшенным мозаикой. Один из самых древних храмов, сохранившихся до наших дней,  – Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Он был заложен князем Мстиславом Владимировичем около 1036 года.

Постигая греческий стиль, русские зодчие вносили в него элементы славянского миропонимания. Так постепенно формировался русский стиль христианской архитектуры. Элементы русского своеобразия заметны уже в Спасо-Преображенском соборе в Чернигове, но особенно ярко проявились они в соборе Святой Софии в Киеве (заложен Ярославом Мудрым в 1037 году).

Собор Святой Софии

Эта постройка стала технически наиболее совершенной для своего времени, своеобразным эталоном для русского зодчества. По образцу Софии Киевской были построены храмы и в других городах.

В 1045-1050 годах в Новгороде по повелению князя Владимира Ярославича возвели Софию Новгородскую. «Где Святая София, там и Новгород»,  –  любили говорить в старину новгородцы. Собор стал символом города, и даже в бой новгородские ратники ходили с кличем: «За Святую Софию».

Купола храмов постепенно менялись. Если для византийских характерны купола в виде полусфер, то в России они стали преобразовываться в вытянутые вверх формы: луковки, шлемы. Много шлемовидных храмов сохранилось в Новгороде: церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Георгиевский собор и др.

Вершины русского зодчества

У слияния рек Клязьмы и Нерли стоит храм удивительной красоты – церковь Покрова на Нерли. Её называют «белой лебедью» русской архитектуры. Лёгкая, будто невесомая, она кажется высеченной из единого куска белого камня. Ширина её чуть более 10 метров, а внутренняя высота около 21 метра. Каждый фасад украшен резьбой. В самом верху – библейский царь Давид с гуслями. По сторонам симметрично расположены орлы, под ними – фигуры львов. Чуть ниже – женские маски. Основателя храма князя Андрея Боголюбского современники сравнивали с кротким псалмопевцем Давидом и мудрым Соломоном. Он построил этот храм в 1165 году, в память о старшем сыне Изяславе, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию.

Для строительства храмов на Руси использовали и родной природный материал – дерево. Дошедшие до наших дней образцы деревянного зодчества поражают мастерством исполнения и внешней красотой. Один из самых древних деревянных храмов – церковь Ризоположения из села Бородава, Вологодской области. Построена она в 1486 году, сейчас находится на территории Кирилло-Белозерского монастыря.

Церковь Ризположения из села Бородава

Необыкновенной красотой отличается Преображенская церковь в Кижах (Карелия, 1714). По преданию, мастер, построивший этот храм, забросил свой топор в озеро, сказав, что такой красоты он уже никогда не создаст. Храм словно прорастает из глубин острова и всеми куполами (а их 22!) устремляется к небу.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву был возведён рядом с Московским Кремлём по повелению царя Ивана Грозного в честь победы  над Казанским ханством. В первый день октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского  войска.

Собор состоит из главного храма,  увенчанного шатром, н восьми приделов с нарядными куполами в форме луковиц. Все купола различаются по размеру, цвету и убранству. Первоначально стены здания, сложенные из кирпича, не имели раскраски, но в 1588 году собор покрыли штукатуркой и покрасили: каждый купол в свой цвет и со своим оригинальным орнаментом. С этого времени он стал напоминать сказочный терем. Летопись сохранила имена строителей – это русские зодчие Постник и Барма. Они строили храм шесть лет. А потом, как гласит предание, Иван Грозный приказал ослепить их, чтобы нигде и никогда они не смогли создать подобное чудо. В народе Покровский храм чаще называют собором Василия Блаженного. Именно здесь покоится прах знаменитого московского юродивого.

За многие века собор неоднократно страдал от пожаров, был разграблен французами в 1812 году. Первоначальный облик ему вернули лишь в XX веке. Выдающийся архитектор и реставратор Дмитрий Сухов посвятил этому более сорока лет.

Шатровый стиль

В XVI веке на Руси стал применяться шатровый стиль. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов, теремов в виде четырёхгранной или восьмигранной пирамиды. Типичный пример шатрового стиля – храм Вознесения Господня в Коломенском (1533). По преданию, церковь сооружалась в честь рождения будущего царя Ивана Грозного. Современники считали этот храм одним из самых красивых на Руси: само здание стояло на высоком подклете и было окружено террасой на арках, к которой вели три лестницы.

Храм Христа Спасителя

Это храм-памятник, построенный на народные деньги в честь победы над Наполеоном в войне 1812 года. Храм возведён по проекту архитектора К. А. Тона. Строился он долго, более 40 лет: закладка храма состоялась в 1839 году при императоре Николае I, а освящение – лишь в 1883 году, при его внуке, императоре Александре III. Величественный храм был украшен 60 горельефами (скульптурными изображениям), над которыми работали скульпторы А. Логановский, Н. Рамазанов и П. Клодт. Расписывали храм лучшие русские живописцы – В. Верещагин, В. Васнецов, В. Суриков, К. Маковский. В 1931 году по решению советского правительства храм был взорван. На его месте долгое время был бассейн. Однако к 850-летию Москвы храм был восстановлен во всей своей красоте и всем своем величии.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Святыни Московского Кремля 

На главную страницу сайта - Семья и Вера