Слово в образе. Икона Троица

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Можно по-разному выстраивать иерархию русских художников, но при любой сборной, какую бы наша фантазия не позволила себе выстроить, первым номером по справедливости всегда будет святой Андрей Рублев.

Андрей Рублев

Мы не знаем точно даты его рождения, и не совсем понятна дата его кончины. Скорее всего, кончина святого Андрея Рублева пришлась на эпидемию чумы, которая посетила именно в это время нашу страну. Сегодняшний наш разговор о главном произведении Андрея Рублева, об иконе Троица, и об иконе вообще. Икона – не произведение светского искусства, и она не может оцениваться по тем законам, по которым мы оцениваем картины мастеров эпохи Возрождения, или передвижников, или мастеров Барокко, или нашего времени. Это предмет сакральный, в нем заключено знание о промысленном, более высокое знание.

Икона Троица

Что касается самой иконы Троица, то она была создана святым Андреем Рублевым где-то между 1420-1425 годами, и это было связано с тем, что произошло восстановление после пожара Троицкого храма в монастыре. Игумен Свято-Троицкого монастыря Никон Радонежский пригласил бригаду иконописцев, в которой и был Андрей Рублев. Вот они, видимо, и расписывали этот храм. И параллельно с этим в это же время появляется и икона, конечно, для этого храма предназначенная.

Этот образ видимо сразу был оценен по достоинству, и статус Андрея Рублева был среди иконописцев к этому времени чрезвычайно велик. Он, пожалуй, остался один из великих мастеров того времени. Уже не работал Даниил Черный, уже ушел из жизни замечательный мастер Феофан Грек.

Эта икона при Иоанне Грозном была удостоена специально изготовленного оклада. И, кстати сказать, на самой иконе есть следы от гвоздиков, которыми оклад прикреплялся к иконной доске. При Иоанне Грозном и первое упоминание об этой иконе, и указание на мастера, кто эту икону создавал. Это образ, который восходит к Ветхому Завету, когда к Аврааму пришли три путника – в сущности говоря, ангелы. Их особость Авраам почувствовал сразу же. И они беседовали. И по мере того, как Авраам беседовал с теми, кто посетил его дом, он осознал, что дом его посетил Сам Господь в трех ипостасях. Вот эти три ипостаси Творца и представлены на иконе.

Андрей Рублев. Икона Троица

А теперь давайте внимательно посмотрим на икону. Мы видим каноническую композицию: три ангела, каждый соответствующий одной из ипостасей Господа, сидят и мирно собеседуют вокруг стола. Обращаем внимание на столешницу. Она представлена в обратной перспективе. Обратная перспектива не потому, что святой Андрей Рублев или другие русские иконописцы не знали, что такое нормальная перспектива. Обратная перспектива – это когда мы из своей малости созерцаем вечность, истинность и нечто огромное, которое не может быть охвачено в полной мере нашим взглядом, ни реальным, ни умственным.

Вот столешница, то есть трапеция в иконе – это символ Земли. И центр Земли погружен в окружность, которая образуется пластикой линий сидящих вокруг ангелов. Обратим ваше внимание: не ангелы помещены в круг, а они сами своими линиями этот круг создают, ибо совершенство мира, полнота мира создается именно присутствием божественной творящей мысли.

Центр композиции – это чаша с причастием, евхаристия. Тема евхаристии одна из основных. Чаша с евхаристией, она как бы делит икону на две части, которые совершенно разно решены. Посмотрим на нижнюю часть. Здесь мы с вами встретим острые углы, мы не увидим ни одной окружности. Здесь – место тварного мира, который лишен гармонии. А если мы посмотрим на икону выше, то мы увидим здесь мир Божий. Это мир, в котором присутствует полнота Божественной мысли и красоты. Она вся состоит из окружностей голов, причесок, воскрылий, полуциркульная линия, которая образуется плечами самих ангелов. Вот этот грандиозный, прекрасный, промысленный для человека мир, в который человек должен войти, ибо этот мир для него предназначен. Из этого дисгармоничного, хтонического мира, в котором гармонии не существует. И здесь путь один – через евхаристию, через чашу с причастием, то есть, причастие к мысли, к делу Создателя. Вот таков замысел. Движение от низа вверх. Из хтонического первичного практически хаоса к той Божественной гармонии, которая воплощена в верхней части иконы.

А теперь, что касается трех ангелов. Здесь у ученых были разные мнения, кого тот или иной ангел воплощает. На самом деле, все достаточно просто. Ведь литургийными являются не только слова, но и цвет. И в центре всей композиции мы с вами видим ангела, который облачен в одежды, в которых присутствует красный и синий цвет. Это цвета Христа. Вот Он, Спаситель мира. Именно он перстами благословляет чашу с причастием. И за этой фигурой мы с вами видим и символ, который соответствует тому, что создано Спасителем – Церковь. Церковь имеет свой знак – образ в виде дуба Мамврийского, который постоянно обновляется. Да, листья многие опадают, увядают, но появляются и новые. Это символ постоянного обновления, которое происходит в нашей жизни.

Андрей Рублев

Слева мы видим ангела, который облачен в одежды золотистого цвета. Это ангел Ветхого Завета. Это его цвет, который воплощает в себе все прочие цвета. И обратим внимание на атрибут, который присутствует на иконе и соответствует этому ангелу – это храм. Тот самый храм, который построен в Иерусалиме. А справа от нас видим того ангела, который соответствует Святому Духу. И над ним тоже присутствует атрибут, который всегда присутствует и соответствует этому образу – горы. Высота Духа в них выражаема.

Вот такой образ, который присутствует в иконе, который символизирует всю полноту человеческой истории, который указывает на ту задачу, которая стоит перед человеком – движение к обожению, которое происходит через причастие.

В иконах святого Андрея Рублева мы с вами видим удивительную певучесть графики, удивительную светоносность, в общем-то, канонической гаммы. Впоследствии, эта композиция много раз будет повторяема разными мастерами, и ни один из них не в состоянии был достичь такой духовной пронзительности и такой полноты чувств, которые присутствуют в иконе, которая написана, может быть, в 1420 году, может быть, в 1425 году, но никак не позднее 1430 года, и которая, по существу, является финалом творчества святого Андрея Рублева.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Александр Невский 

На главную страницу сайта - Семья и Вера