Слово в образе. Явление Христа Марии Магдалине

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодняшний наш разговор о художнике Александре Андреевиче Иванове и о начале его творческой биографии. Он ведь являлся сыном адъюнкт-профессора Императорской Академии художеств, но не всегда мог видеться со своими родителями, которые жили в Академии художеств. Не всегда мог видеться даже по воскресеньям. Вот такова была суровая дисциплина воспитания будущих художников.

Александр Иванов

Вот если говорить об Александре Иванове, то это тот художник, который не стремился кардинальным образом революционно изменить всю эстетику. Он себя вполне благополучно, комфортно чувствовал в рамках академического классицизма. Совершенно закономерно получив все положенные академические награды, он отправляется в 1830 году в Италию, где за средства Императорского общества поощрения художников он будет совершенствовать свое мастерство. А затем уже, по завершении этой творческой командировки, он должен представить на совет Академии художеств работу, которая бы свидетельствовала о нем, как о художнике, о его качестве, как живописца, как композитора. И это должно быть финалом процесса длительного, но плодотворного его обучения.

Явление Христа Марии Магдалине

Приехав в Италию, он действительно довольно много работал. И здесь почти сразу ему пришла мысль о создании той картины, с которой он войдет в историю – «Явление Христа народу». Но сначала ему хотелось найти путь к этой теме. Появляется мысль о создании сначала небольшой картины, потом уже картины крупной, программной, которая нам известна, как находящаяся в Русском музее – «Явление Христа Марии Магдалине». Эта работа задумана была в 1833 году, в 1934 году были готовы уже первые эскизы, в том числе и очень интересные наброски графитным карандашом, иногда с пробелами, в которых мы видим, как ищется и композиция, ищется и выражение.

Вы посмотрите на эту работу, которая была экспонирована в его творческой мастерской. Приходили его коллеги, среди которых был Брюллов. Они оценили эту работу чрезвычайно высоко. Среди тех людей, кто эту картину столь высоко оценил, был и выдающийся скульптор Бертель Торвальдсен. Для Иванова это было высочайшей похвалой. Он впоследствии напишет, что это тем более дорого, что никакими угрозами, никакими интригами, ни за какие деньги у этого человека нельзя вырвать то мнение, которое не является им выстрадано. То есть, Торвальдсен был очень строг в своих оценках, но он всегда говорил только то, что думал. Вот по его мнению эта работа выдающаяся.

Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине

Эта картина с самого начала была задумана как академические прописи. Посмотрите, композиция вписана в треугольник: стоящая на коленях фигура Марии Магдалины, простертые руки, которые продолжаются рукой Самого Христа, и сама фигура Христа, которая вначале должна была как бы удаляться от Марии. Было состояние более ясно выраженного шага. Но если мы сегодня приглядимся к этой работе, мы увидим, что если от головы фигуры Спасителя мы проведем горизонталь, она как раз будет упираться в стопу Христа. Остановлено движение, направление его проявляется драпировкой, выходящей за эту линию. Это динамичная композиция, исполненная внутреннего движения и внутренней страсти.

Скульптура Христа работы Торвальдсена в одной из церквей Копенгагена, которая была хорошо знакома Александру Иванову. И в римской мастерской Торвальдсена он видел модели этой скульптуры, он видел и другие работы Торвальдсена, посвященные Христу. Его этот величественный, сосредоточенный, ушедший в себя, монументальный, лишенный внешней экспрессии образ, скульптура, восходящая в своих формах к античным прообразам, восхитила, и ему это показалось удивительно точным для тех средств, которые пригодны для изображения образа Господа.

А вот для Марии Магдалины была итальянская натурщица. Кстати сказать, в письмах Александр Иванов ее очень высоко ценил. Она была не пассивной натурщицей, она понимала свою роль, она пыталась помочь художнику, входя в этот образ.

Изначально работа была более светлой по колориту. Если бы время не наложило на нее свой отпечаток, мы с вами бы увидели, что действие происходит в саду, и здесь, за фигурой Марии Магдалины, обнаружили бы вход в гробницу.

А вообще поразительна колористическая гамма: вот эта вот белая фигура Христа, в которой действительно есть что-то завораживающее, величественное, поразительно спокойное. И в красном – фигура Марии Магдалины.

Что происходит здесь? А здесь происходит то, что случилось в Воскресенье. Утром, когда еще был лунный свет, женщины, среди которых была и Мария Магдалина, отправились к пещере, в которой был похоронен Иисус Христос после распятия. И они вошли в эту гробницу, увидев, что камень отодвинут. Женщины увидели, что тела во гробе нет. Они бросились в Иерусалим, чтобы рассказать эту весть апостолам, и вернулись сюда же уже днем вместе с ними, и убедились, что здесь нет тела. И убедившись в Воскресении Христа, они пошли обратно в Иерусалим. А Мария Магдалина не до конца верила в Воскресение. Она страдала от этого, он плакала над гробом, и увидела двух ангелов – один в изголовье гроба, а другой в ногах – которые сказали ей, что Того, Кого она оплакивает, здесь нет. И вот в этот момент, повернувшись, она увидела Христа.

Увидела, но не осознала этого. И только тогда, когда Христос к ней обратился, и назвал ее по имени, она все осознала. И вот этот момент, когда еще не полностью исчезла скорбь, когда эта скорбь превращается в недоумение, в надежду, в восторг того, что она видит воскресшего Учителя – этот момент удивительно Александру Иванову удалось передать.

О чем эта картина? Она о том, что все мы ищем Христа, но находим Его только тогда, когда Он нас зовет. Вот для того, чтобы научиться слышать этот зов, мы и совершаем молитву. Обращение Господа всегда очень конкретно. Господь говорит Марии Магдалине: «верь не осязанию своему, а Моему слову».

Мир осязаемый, материальный, полон обмана. Единственное, что в этом мире есть истинного – это слово Господа, которое обращено к тебе. И вот это первое слово Господа по Воскресении Его уже в новом мире, оно было обращено к простой женщине, которая когда-то вела не очень достойный образ жизни, которая всей душой распахнулась ко Господу, которая ожидала этого слова, и это слово было ей дано.

Художник Александр Иванов

Это великая честь, которая свидетельствует, между прочим, и о том высоком предназначении, которое в христианском мире суждено женщине. Она более всех способна слышать слово Господа. Она слышит его сердцем. Она предназначена не для этого материального творения в мире, она предназначена для создания атмосферы добра, для созидания этого добра, для воспитания новых людей в добре и в истине. Ведь об этом данная работа. И когда мы сегодня видим современных женщин в политике, мы задумываемся о том, как много они утратили. Собственно говоря, они утратили подлинное свое естество, подлинную свою природу, изменили своему предназначению.

Картина Александра Иванова «Явление Христа Марии Магдалине» была привезена в Петербург, он получил за нее звание академика. Она очень понравилась императору Николаю I, который приобрел ее для русской галереи Императорского Эрмитажа за 1500 рублей, и там находилась до того момента, когда уже Николай II передал эту работу в музей имени своего отца – музей Александра III, который сегодня мы с вами называем Русским музеем.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Александр Невский 

На главную страницу сайта - Семья и Вера