Неделя о мытаре и фарисее

Рассказ от редактора сайта «Семья и Вера», 14-летней Софии Романовой

Дорогие друзья! Вот продолжается неделя о мытаре и фарисее, третья подготовительная неделя перед Великим постом. Как вы знаете, она сплошная. Но почему? Сегодня я подробнее расскажу вам об этой неделе, и я очень надеюсь, что вы откроете для себя что-то новое.

Неделя о мытаре и фарисее

Начнём мы разговор о самой притче о мытаре и фарисее, которую рассказал людям Господь.
В храм пришли помолиться два человека. Оба они предстали пред Лицо Господне. Один из них был фарисей. Я думаю, он встал на самое видное место. Также в храм зашёл и мытарь. Мытари – это очень грешные люди. Мытарь тихонько зашёл и встал в уголок. Оба они начали молиться. Фарисей, гордо подняв голову, начал хвалить себя, говоря: “Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю”.

Такова была молитва фарисея. Мытарь же, стоя в стороне и не смея даже поднять голову, тоже молился. Он ударял себя в грудь и говорил: “Боже, будь милостив ко мне, грешнику!” Эта молитва читается на утренних и вечерних молитвах. Она коротенькая, но таит в себе глубочайший смысл. Смысл этот – смирение. Мытарь не стал дальше жить греховной жизнью и начал каяться.

А фарисей, напротив, жил достаточно хорошо, как он сам и сказал. Но он начал превозноситься, выделять себя, как очень хорошего человека, по сравнению с другими людьми и мытарем.
Закончив эту притчу, Господь сказал очень важные слова для всего человечества: “Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится”. Тем самым Господь сказал нам, что нельзя себя возвышать, превозноситься, гордиться, ставить выше всех, иначе мы будем унижены. А того, кто будет себя унижать, то есть смириться, Бог возвысит.
Эта притча несёт в себе очень много смысла для всех нас. Например, наверное, вам интересно, почему же неделя сплошная, а следующая, с заговением на мясо, не сплошная.

Мытарь и фарисей

Все очень просто. Так как фарисей гордился тем, что он постится два раза в неделю, то мы, показывая, что пост не главное в спасении, можем не поститься.
Богослов Борис Ильич Гладков заметил в этой притче ещё один смысл. Многие из нас могут возроптать на Бога из-за того, что Он, как мы думаем, не слышит нас и не помогает нам. При этом говорим: “За что Ты, Господи, меня наказываешь? Я же не заслужил наказания, не грешил смертными грехами. Я не убийца, не вор. Почти в каждое воскресенье хожу в храм, участвую во всех Таинствах и соблюдаю все православные обряды. Я подаю милостыню нищим, не обижаю убогих, я же не такой, как все, грешник. За что же мне наказание?”
Те, кто говорит так, и есть тот фарисей, который сам оправдывает себя и возвышает. Что же нужно делать в таких ситуациях?

Богослов Борис Ильич Гладков отвечает так: “Постыдимся же такому сходству и будем смиренно повторять слова мытаря: “Боже, милостив буди мне, грешнику!””
Также нам нужно понимать, что люди разные. И у некоторых даже за маленький грех может быть большее наказание, чем у другого человека за его больший грех. Все потому, что если больше дано, больше и взыщется.

Вот и приближается Великий пост, тихое время для души, весна души. Церковь ещё задолго до его наступления звенит нам маленькими звоночками – подготовительными неделями. Каждая из них несёт в себе смысл для подготовки. Потому что готовиться нужно заранее.
Эта неделя несёт в себе смысл, что нельзя гордиться, и нужно смиряться. Давайте будем помнить об этом!
До встречи в следующих рассказах, дорогие друзья!

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Крещение Господне | Рассказ Софии Р.

На главную страницу сайта - Семья и Вера