Слово в образе. Христианские мученики в Колизее

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня мы с вами поговорим о картине, которая и известна, и в то же самое время и не очень известная. Это картина «Христианские мученики в Колизее». Работа, которой пугали передвижники, говоря: «Вот она, старая Академия. Вот, что требует от искусства, которое устремляется вперед, к новым свершениям». А ведь, между прочим, работа-то была сделана великолепной.

Константин Флавицкий

Ее написал художник практически не известный – Константин Дмитриевич Флавицкий. Он родился в Москве в семье чиновника, в которой было еще пять детей. Чиновник получил назначение и переехал в Петербург в 1836 году, но стал петербуржцем ненадолго. Он заболел чахоткой и умер. И осталась семья без средств к существованию. Двух старших сыновей мать вынуждена была отдать в приют, в котором прошло детство и ранняя юность Константина Дмитриевича Флавицкого.

Посмотрите на его портрет. Какой красивый, уверенный, импозантный человек. И кажется, что у него в жизни все было и будет благополучно. А ведь жизнь окажется очень короткой, а детство было печальным. Какое еще может быть детство в приюте? Правда, там как раз у него и раскрылся художественный дар. И этот дар заметили, не пропустили воспитатели, поставили об этом в известность Общество поощрения художников, которое нашло возможность выделить средства, которые позволили совсем молодому человеку заниматься искусством, готовиться к тому, чтобы потупить в Императорскую академию художеств. И он поступит, и будет успешным студентом.

Творчество Флавицкого

Посмотрите, какие интересные работы. Ну, например, «Дети Иакова продают своего брата Иосифа». Удивительная способность компоновать большие массы людей. В работе есть некоторая сухость, в ней нет еще общего колорита, но в этой работе есть тяготение к отражению психологии, к созданию общей драматургии, объединяющей все действующие персонажи.

Вот еще одна работа, но, увы, не законченная – «Обретение Моисея дочерью фараона». В ряде случаев здесь мы видим только подмалевок. Замечательное чувство цвета, какая счастливая способность отразить жару юга, этот пряный колорит.

Картины Флавицкого

Мечтой Константина Дмитриевича будет стать вторым Брюлловым. И вот это, наверное, самое грустное, что можно было бы сказать о его творчестве. Так очаровывала Флавицкого фантастическое мастерство Карла Брюллова, его невероятная популярность, успешность. А человеку, который пересел на студенческую скамью из печального детского дома, конечно, хотелось известности, славы, материального успеха. И он стремился во всем подражать Брюллову. В какой-то степени это дало и положительный результат.

И художник получает право на поездку в Италию, куда он и отправляется. Вместе с ним поедет и еще один дипломант, который тоже получит большую золотую медаль. Это Николай Ге. В Италии Флавицкий хочет совершить что-то невероятное, написать что-то подобное брюлловскому «Последнему дню Помпеи». И он избирает сюжет, который, ему кажется, должен прийтись по душе и Академии художеств, и который позволит ему выразить свой талант. Это «Христианские мученики в Колизее».

«Христианские мученики в Колизее»

Обычно говорят, что это мученики Нерона. Император Нерон был известен страшными гонениями на христиан. Да, гонения на христиан при Нероне были, но Колизея не было. Колизей начали строить позднее. Его строили в основном при императоре Флавие Веспасиане на деньги, которые получили в разграбленном Иерусалиме. Колизей – это не только грандиозное здание, которое свидетельствует о римских триумфах, о христианских мучениках, но и которое свидетельствует о величайшем злодействе, когда-либо совершенном римлянами – уничтожение Израиля, Иерусалимского храма и начало очередного великого рассеяния евреев по всему миру.

Это довольно эффектная картина, в которой христиане должны выйти на арену. И они по-разному выходят: кто-то мужественно, кто-то испытывает страх. Разные состояния, проживаемые в экстремальной ситуации стали особой заботой художника, который изобретателен и в жестах, и в световых эффектах, и в пластике, и в создании некоего общего, довольно мрачного колорита. Мученики, которые отправлялись на злодейское убиение ради потехи толпы. Это было стремление римского государства справиться с той религией, которая пугала римлян. Рим – это единственная империя, которая не создала своей религиозной системы, она взяла ее взаймы у древних греков. Рим – это империя, которая была индифферентна в вопросах религии. И в Риме мы с вами нашли бы храмы, посвященные всем богам, которые были в Римском государстве. Но вот к христианству в течение очень долгого времени Рим испытывал иногда панический ужас. Единый Бог для всех народов, для всех сословий, Бог милосердный пугал римлян. Они не понимали Его, и они не понимали, почему так много людей становится христианами. И никакие смерти и мучения их не страшили.

Поэтому позволим себе заметить, что Флавицкий преувеличил страсти, мелодраматизировал состояния христиан, которые выходят на арену, сделал это в подражание «Последнему дню Помпеи». Если мы будем внимательны, то увидим прямые цитаты. Ну, вот скажем в той женщине, которая лежит на полу с ребенком. Это ведь прямая цитата из «Последнего дня Помпеи» Брюллова. Очень хотелось Константину Дмитриевичу повторить этот триумф великого Карла.

Константин Флавицкий. Христианские мученики в Колизее

Когда Флавицкий вернулся в Петербург, оказалось профессора дали Николаю Ге за его картину «Тайная вечеря». А его, который вложил весь свой талант, все свое знание, все свое точное, казалось бы, понимание того, что требует Императорская академия, не удостоили даже академического звания. Он стал почетным вольным общником, и мечта о славе не состоялась.

И вот тогда, уже чувствуя в себе какую-то болезнь, он решится поразить Петербург новой работой. Он угадывает драматическое время 1860-х годов, начинает его понимать, когда уже не нужен классицизм и не нужен романтизм. А именно это исповедовал Флавицкий. В нем была и безупречность формы, тяга к эмоциональному напряженному действию в работе. Он понимает, что нужно другое. Нужна психологическая правда человеческого чувства в экстремальной ситуации. И он пишет работу, которая очень хорошо известна – «Княжна Тараканова», которая гибнет во время наводнения в Петропавловской крепости.

Кажется, этого на самом деле не было, это один из возможных вариантов кончины княжны Таракановой. Но именно благодаря картине Флавицкого эта версия станет наиболее распространенной, и она послужит материалом для новых произведений искусства, но и новых спекуляций. Вот только картина эта самому Константину Дмитриевичу успеха не принесет. Успех будет после того, как он уйдет из земной жизни. Как и отец, он заболел чахоткой. Петербург в равной степени оказался смертельным и для него, и для его отца.

Мы можем сказать, что это был человек, который обладал талантом несомненным и ярким. Человек, который получил блестящее образование. Но, увы, судьба оказалась для него суровой, и он ушел из жизни, так и не раскрывшись по-настоящему, только обозначив свое присутствие в искусстве, обнаружив свой колоссальный творческий потенциал, и поглощенный временем, оставшийся в том прошлом, в котором уже был его кумир Карл Брюллов.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Пасхальная живопись в мировом искусстве 

На главную страницу сайта - Семья и Вера