Слово в образе. Пасхальная живопись в мировом искусстве

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодняшний наш разговор будет о Пасхе – пасхальная живопись в мировом искусстве.

Пасхальная живопись в мировом искусстве

Самые первые произведения относятся к III веку нашей эры – рельефы на римских саркофагах. Здесь нет изображения Христа. Здесь есть крест с монограммой, которая введена в лавровый венок. Это тема Христа, тема Его Голгофской жертвы и победы. Около основания креста мы видим двух стражников, которые по приказу прокуратора охраняли гробницу Христа. И еще – боковые вертикали, колонны с объединением их архивольтом. Это тоже образ триумфа и победы над смертью.

Греческие мозаики

Затем мы с вами встречаем греческие мозаики. Например, мозаика в монастыре Осиос-Лукас в Греции. Здесь мы видим привычный иконографический образ Иисуса Христа в белой пелене, в которой Он воскрес. Он держит крест, который, конечно, символизирует и его Голгофскую жертву, и победу. Слева и справа мы видим по две фигуры. Слева от Христа – Адам и Ева, которые символизируют человечество, а справа – Давид и Соломон. В этих двух группах мы видим все человечество и мудрость власти, которые изымаются из черной бездны ада. Из ветхозаветного Шеола Господь выводит тех, кто является праведниками, в Небесный Иерусалим.

Фреска монастыря Хора в Константинополе

И, наверное, самая замечательная из таких композиций, фреска в своде алтарной апсиды монастыря Хора в Константинополе. Здесь мы с вами видим более усложненную композицию. Точно также Христос возвышается над бездной ада. А группы слева и справа усложнены, умножены. С одной стороны мы видим Адама и Еву, при этом Христос прочно берет Адама за руку, решительно выводит его из бездны ада в Небесный Иерусалим. С другой стороны более сложная композиция. Здесь кроме Давида, Соломона мы видим и изображение Иоанна Крестителя, и, конечно, апостолов. И, что очень важно, мы видим сияние вокруг Христа. Здесь и Фаворский свет, и софийность, и сила, и власть Господа – все концентрируется в этом световом сиянии вокруг Христа. И еще одно очень важное замечание. Обратите внимание, как эта композиция динамична, и устремлена вверх. Это совершенно замечательное и очень радостное действо.

Пасхальная живопись в мировом искусстве

Западная пасхальная традиция

Что же касается западной традиции, то она очень реалистична, она стремится рассказать сюжет. Например, одна из замечательных работ великого Джотто ди Бондоне – «Воскресение». Но в этой изысканной по композиции и тонально-колористическому наполнению фреске мы видим что? Два ангела, которые вроде бы как охраняют гроб; Христос, Который вроде бы куда-то идет; Мария Магдалина, которая увидела Его и простирает к Нему руки. Сюжет, вполне реалистично рассказывающий нам о событии, в котором метафизической значимости как бы и нет. И далее это будет продолжаться именно так и у Боттичелли, и у Фра Филиппо Липпи, и у Фра Анджелико. Мы всегда будем видеть одно и то же – гроб, около которого бывают ангелы, а бывают и ангелы со стражниками, которые, конечно, спят, и взмывающая вверх вполне реалистичная фигура Христа в развивающейся одежде с обязательным белым знаменем, на котором вышит крест. Вот основное направление, по которому пойдет западноевропейское искусство. И даже великий Рафаэль уже на закате Возрождения не изменит этого иконографического принципа.

Пожалуй, во всем этом есть еще и исключение. Оно по-своему забавно. Это фреска Андреа Бонайути в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Она не вертикальна, а горизонтальна. На этой фреске мы с вами видим довольно подробное и реалистичное представление ада, в котором находятся праведники, пророки. В правой части картины видим чертей, а в левой части – входящий в ветхозаветный Шеол Христос. Как в тюрьму Он входит туда победителем, выломав дверь и придавив ею сатану. Вот такая очень подробная композиция, которая интересна, занимательна. Это опять-таки рассказ, в котором, как почти всегда в западном искусстве, куда-то уходит метафизика, уходит то, что реалистическими средствами передать невозможно. И наверняка каждый из нас знает на себе, что невозможно передать личный мистический опыт в привычных словах.

Пасха в православной традиции

Что касается православной традиции, то она у нас на Руси продолжает свое развитие. Замечательная традиция, которая заложена Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Это икона из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Мы говорим, что Андрей Рублев и Даниил Черный, потому что кто-то из них делал эту работу. А может быть, делали они ее оба. Эта икона несет на себе стиль создателя знаменитой «Троицы».

И еще одна икона, такой же иконографии, относящаяся к более позднему времени, созданная Дионисием. Это иконография, которая одновременно и сошествие во ад, и создание Небесного Иерусалима. Здесь мы видим то, что и на фреске монастыря Хора в Константинополе: в центре фигура Христа, Который прочно берет руками праведников, достойных Земли Обетованной; группы слева и справа более-менее многочисленные, проработанные и декоративно украшенные, но они всегда присутствуют на этой иконе; и бездна ада. Ад повержен и торжествует жизнь. У Дионисия мы с вами видим очень интересный оборот. Это мандала, которая превращается в небесную сферу, над которой мы видим трех ангелов, держащих крест. Вот это и есть образ Небесного Иерусалима.

Пасхальная живопись

Вот смысл этой замечательной композиции. Смысл великой жертвы ради нас, когда разрушается смерть, когда созидается жизнь вечная, и когда торжествует истина. Это то, к чему каждый из нас стремится. Это то, к чему мы направляем все свои поступки и ради чего мы совершаем подвиги. Вот это и есть радостный, торжественный, но и трудный пасхальный путь, ибо Пасха – это движение, дорога, устремление к тому, что Господь создал ради нас.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Михаил Врубель 

На главную страницу сайта - Семья и Вера