Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера!»
Пост не является всеобщей обязанностью. Если человек болен, или младенец, или находится на службе, то обязанность поста ему не вменяется.
Всякому дано рассуждение для того чтобы земные яства употреблять в меру, на пользу. Иногда это позволяется и благословляется Церковью достаточным изобилием. А иногда ради благоговейного, молитвенного приготовления к торжествам с некоторой недостаточностью, с урезанием привычного нам меню и по количеству и по разнообразию.
Поприще поста
Детям, престарелым людям, больным, военнослужащим надлежит с рассуждением относиться к исполнению устава. Сама буква устава достаточно строга. И в Великий пост миряне становятся на одно поприще с монахами, разделяя одинаковые труды. И даже таинство венчания не совершается от начала масленицы до окончания Светлой седмицы. Миряне и монашествующие призваны в совершенном целомудрии, умеренности, воздержании совершать приготовление к встрече Пасхи Христовой, и дни Светлой седмицы, находясь в более духовном состоянии.
Святые отцы, опытно прошедшие все ступени духовного совершенства, оставили нам сведения, что подвижнику, находящемуся в уединении достаточно и половины хлеба. А тому, который имеет общение со многими другими людьми, едва хватает и хлеба с половиной. При большей общительности и внешних физических трудах требуется и большее подкрепление. И потому совсем не грешно, и не является разорением поста иметь посильную меру ограничения.
Постная пища на самом деле для большинства людей может принести гораздо больше подкрепления и радости, нежели скоромная. Подчас скоромная только отяжеляет, а постная наоборот оздоравливает и благодатно питает. Особенно если это что-то действительно полезное: квашеная капуста, ржаной хлеб, картошечка с собственного огорода.
Мера поста
Обстоятельства бывают разные. И поэтому не стоит себя загонять в какое-то истощение телесных и духовных сил, в стремление угнаться за буквой устава поста, отраженной в Кормчей книге, Постной триоди, где изложено, что и когда дозволяется живущим в монастырях палестинских, сирийских, иерусалимских.
Мера поста у всех может быть своя. Есть общие границы. Каждый православный христианин при любом образе жизни может уклониться от мясной пищи, если только не является он неизбежным участником общепита военной ли кухни, больничной или детский. Там же где остается за человеком выбор, то конечно христианин во время поста стремится себя от мясной пищи удалить.
Те, кто впервые приступают к подвигу поста, пусть не думают, что их подвиг тощ перед Богом. Возможно, первый раз можно ограничить себя от мясной и молочной пищи, но подкрепляться иногда и рыбой, которая относится к пище постной. Тем самым будет некоторое разнообразие и допустимое утешение.
Тем, кто уже много лет поститься, живет при монастырях поприще поста, даже самого строгого, составляет подлинную радость. Легкость, которую чувствует душа постящегося в связи с ограничением привычных благ, не хочется терять и при наступлении Пасхи. И такой благоразумный делатель и после поста будет заботиться о том, чтобы не потерять умеренность в употреблении скоромной пище.
Пост – это великое законодательство, данное нам Самим Господом Богом. Потому будем с благоразумным рассуждением подходить к великопостному поприщу, для надежности согласовав с добрым своим пастырем меру своего воздержания, чтобы не смущаться помыслами и томиться угрызениями совести. Определив свою меру поста, будем усердными его исполнителями. Ведь и исполнение постного поприща имеет великие блага от Самого нашего Спасителя.
Добрый вечер, простите пожалуйста, а можно читать ежедневно в Великий пост Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу ? и можно ли читать акафисты в Великий пост? Спасибо.
Здравствуйте, Татьяна!
Можно читать канон каждый день. Ведь Великий пост – время сугубого покаяния.
Акафисты можно читать в пост.
С Богом!