Слово в образе. Иконостас

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня мы с вами поговорим про иконостас. О той замечательной художественной преграде между нами, стоящими в храме, и алтарем. Зачем она нужна?

Храм

Храмы бывают разные. Византийские – угрюмые, громоздкие. Монументальные киевские и новгородские. Удивительной красоты владимиро-суздальский храм. Они воплощают в себе образ целого мира.

Когда мы стоим на литургии, когда мы обращены лицом к алтарю, то алтарь для нас закрыт вот этой самой удивительно красивой, такой для нас привычной стеной. За ней находится то пространство, которое является образом мира горнего. Это Небесный Иерусалим. А вот то храмовое пространство, в котором находимся мы – это мир земной. Мы видим перед собой то, что закрывает для нас мир горний. А закрывает нам его непостижимое нам время.

С чего начинается вера?

Вера наша начинается с очевидного. С того, что Господь Иисус Христос жил, и жил в конкретном месте – в Иудее, во времена Понтия Пилата. Вера начинается с реальности Господа нашего Иисуса Христа, с конкретного исторического пространства и времени. И поэтому так важен этот образ времени, в котором наша память, наше поучение, наши уроки, наши трагедии и победы. Вот это историческое время и есть иконостас.

Прообраз иконостаса

Изначально никакого иконостаса в храме не было. Базилика нерасчленяема. И ведь первые храмы были базиликальными. И даже храм 12 апостолов в Константинополе, построенный при Константине Великом, он тоже был базиликальным. Правда, там вскоре появляется некая преграда, которая нужна для того, чтобы толпы верующих, находящихся в состоянии возвышенного восторга и экстаза, не ввалились бы внутрь алтаря, не нарушили бы порядок богослужения.

Как тут не сказать еще и о том, что самый первый прообраз иконостаса, как стены, отделяющей вечное от временного – это завеса, которая делила ветхозаветную скинию в древней Иудее, самый первый храм.

Скиния

Затем мы должны вспомнить, что одновременно появлением преграды в базилике происходит и развитие иконописи. Иконы, хорошие и плохие, пишутся и дарятся храму. Какие-то из них устанавливаются на колоннах, какие-то – между колоннами, какие-то – на верху фриза. Но и большое число икон просто ставится вдоль каменной преграды. Вот так постепенно выстраивается иконостас. И постепенно к нему приходит осмысленная метафизическая и художественная роль богословия в образах.

Иконостас

С чего начинается человеческая история? Она начинается с того, как Адам покинул Эдем. С этого момента и до появления первых пророков мы с вами и выделяем самый-самый верхний иконостасный ряд – праотеческий. В нем Господь присутствовал Своей мыслью, память о Котором всегда была в сознании тех, кого мы с вами именуем праотцами.

Однажды появляются и те, кто начинает общаться с Богом более близко – пророки. Первый пророк – это Моисей. Здесь мы с вами встречаем и второй ряд – от Моисея и до того момента, когда появится Христос. До того момента, когда произойдет радостное Рождество прихода Господа в этот мир в Вифлееме. Этот ряд называется пророческим. Здесь мы с вами видим фигуры пророков, которые держат в своих руках свитки. Это атрибут пророков, это их пророчества, это результат их общения с Господом.

Ниже пророческого ряда – деисусный ряд. В центре этого ряда мы с вами видим большой развернутый образ – Христос во славе. И здесь же предстоят те, кто объединяет собой Ветхий и Новый Заветы. Это святой Иоанн Креститель и Приснодева Мария. Они слева и справа от Христа стоят в позе прошения, моления, предстоя за нас, защищая нас на Страшном Суде.

Что касается праздничного ряда, то это небольшие иконы, скорее похожие на клейма. Это иконы, каждая из которых является сюжетом праздника, которые происходят в течение года. Но, пожалуй, мы бы могли сказать, что вообще весь этот ряд – праздник. Потому что это иконы, связанные с пребыванием Господа нашего на земле. Это иконы, связанные с жизнью, проповедью и подвигом Иисуса Христа, и с жизнью Приснодевы Марии. Это само по себе праздник для этого мира, средокрестие, центр всей человеческой истории, сколько бы ее не было до этого, и сколько бы мы еще не прожили на земле. Но это центральное событие в истории человечества.

Ниже мы с вами видим то, что называется местный ряд. Это ряд, в котором есть три проема: Царские Врата, диаконовская и пономарская дверь. Вот оно, пространство истории. Это то, что максимально к нам приближено. И в этом местном ряду – створки врат. Это как бы пределы, которые мы открываем благодаря тому, кто нам рассказал, нас научил – это четыре изображения евангелистов. Евангелия открывают нам истину. Принимая эту истину, мы открываем для себя эти створки. А для всего мира эти створки открыты благодаря благой вести, и поэтому есть еще два медальона с единой композицией – Благовещение Пресвятой Богородицы. Она различна. Иногда, действительно, это два медальона, находящихся друг против друга на створках. На одном изображается архангел Гавриил, а на другом Приснодева Мария. А на старых створках древнерусских храмов мы видим большой тимпан сверху створок. И это единая композиция.

Иконостас

Слева от Царских Врат – образ Христа Вседержителя. Справа – образ Приснодевы Марии. Это Те, Кто принимает нас в Царстве Небесном. И еще одно очень важное обстоятельство. Вертикаль, которая присутствует в Иконостасе, над Царскими Вратами продолжается темой Евхаристии. Как можно пройти в жизнь вечную, как можно быть христианином, не соучаствуя в трапезе с Создателем, не причастившись к Его Тайнам? Это очень важный момент.

Остальное, что представлено в местном ряду – это местночтимые святые. Почти всегда в больших храмах древней Руси мы с вами встречаем образы Сергия Радонежского, Александра Невского, и того святого или тот сюжет, которому посвящен этот храм.

Когда мы с вами видим иконостас, богато ли украшенный или скромный, мы с вами видим всю человеческую историю в самом главном – в драматургии его выражения, в метафизическом содержании. Это образ нашей веры во времени и в пространстве.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Поклонение золотому тельцу 

На главную страницу сайта - Семья и Вера