Беседы с батюшкой. О смерти

– Какие темы сейчас пользуются спросом, особенно у молодежи? Заходят мистические темы, о смерти, о потустороннем мире. Что нас ждет дальше? Особенно на фоне спецоперации, которая сейчас проходит, тема смерти как-то по-особенному звучит. Так какое же отношение к смерти должно быть в контексте сегодняшнего дня?

О смерти

Иерей Владислав Береговой: Тема смерти стала осязаемой, она плотно вошла в нашу жизнь. И если раньше это было на таком уровне, что это когда-нибудь придет в нашу жизнь, когда мы будем старенькими, и мы тихонечко и безболезненно перейдем в другой мир. И пока тебе 25, 30, 40 лет, ты особо об этом не думаешь.

И вдруг ты каждый день читаешь сводки, узнаешь, что происходит в жизни твоей страны, в жизни твоих соседей, и понимаешь, что это может прийти в твой дом очень быстро. Может быть, не в твою личную жизнь, но, во всяком случае, это может произойти с тем, кого ты любишь или с тем, кого ты знаешь. Вдруг из периферии нашего сознания это пришло в центр. И если для христианина это стало несколько неожиданным и некомфортным событием, то что уж говорить о человеке светском, нерелигиозном, который всеми силами изъял тему смерти и загробной жизни из своего сознания.

То есть, об этом не говорит никто: ни современная психология, ни кинематограф, ни театр, ни искусство, ни телевидение. Это как бы есть, но оно как бы не с нами. Любая смерть воспринимается как нечто совершенно неожиданное. Отношение к смерти преподносится как нечто сверхъестественное. Хотя это естественная среда нашего обитания.

«Держи ум твой во аде и не отчаивайся»

Для христиан это часть нашей жизни. Пусть не всегда практически, но часто хотя бы теоретически. Мы помним слова преподобного Силуана Афонского: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». И мы этим стараемся как-то жить. Эта фраза должна быть кредо нашей жизни. Она является олицетворением Евангелия, только святоотеческими словами.

Речь о том, что по образу своей жизни мы все с вами по справедливости должны быть по смерти в аду. Но почему не отчаиваться? А потому что Бог судит нас, не как генпрокурор. Он судит нас не по справедливости, а по милости. Всегда есть надежда в том, что если ты стремишься быть с Богом, но не получается быть подобным Ему по своим нравственным, моральным характеристикам, как от нас этого требует Писание, то все равно ты можешь быть с Ним по смерти. Поэтому мы балансируем между сознанием того, что ты достоин ада и только его, и того, что Бог все равно тебя даже из ада спасет, поскольку ты сын или дочь Его.

Сошествие Христа во ад

Поэтому мы не так сильно расслаблены в духовном смысле, как протестанты, которые убеждены, что раз ты принял Христа своим Спасителем, раз ты веришь в Него, как в Бога, то ты уже спасен. И мы не уподобляемся древним иудеям, которые понимали, что ничего хорошего тебя не ждет. Кто ж тебя спасет? Они все ждут мессию. Он-то уже пришел, они Его не узнали.

Бог воплотился для того, чтобы изъять человеческий мир из рабства диавола. Потому что каждый умерший человек душой своей снисходил во ад. Христос все души там находящиеся вывел: и тех, кто жил до Него, во время Его, и после. Если раньше для тех же иудеев ад – место, где души пребывают безоговорочно, то теперь это некоторая возможность. И мы не находимся на уровне тех же иудеев, которые убеждены, что все будет плохо.

А вот идея реинкарнации больше всего противоречит идее воскрешения. «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших», – говорит апостол Павел. Если бы реинкарнация была возможной, то Христос бы не воскрес, а переродился в какого-нибудь новорожденного младенца. Некоторые христиане умудряются совмещать и веру в воскрешение, и веру в перерождение. Эти вещи несовместимые.

Беседы с батюшкой. О смерти

Беседы с батюшкой. Культура Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера