Рассказ о посещении Вифлеема и Хеврона

Дорогие мои, всех Вас сердечно приветствую! 🤗 Сегодня я расскажу Вам о 4-дне паломничества в Израиль )

В четвертый день наша большая группа паломников отправилась в Палестину: в древний град Хеврон, в Лавру Саввы Освященного и в Вифлеем 🙏

Утро было пасмурным. Помолившись, мы спустились вниз, в трапезную, которая находится ниже нашей гостиницы на 150 метров:

Утро 4-дня. Трапезная

Четверг – день скоромный, поэтому на столе была молочная каша, сливочное масло, хлеб, яйцо, что-то еще и местные оливки – вкусно и сытно 😊

После завтрака мы направились в автобус, который повез нас на юг страны во град Хеврон, где в древние времена жили ветхозаветные праотцы Авраам, Исаак и Иаков.

На пути в Хеврон

Погода прояснялась с каждой минутой. Через час пути мы прибыли в место назначения и вскоре оказались в подворье Русского монастыря, посвященного праотцам Аврааму и Сарре:

Монастырь святых праотец Авраама и Сарры в Хевроне

Монастырь был чудом построен во второй половине 19 века, когда Палестина еще входила в состав Османской империи. Здесь проживали одни лишь мусульмане. И было негласное предписание на запрет любых христианских построек. Тогда архимандрит Антонин (Капустин) пошел на хитрость. Предварительно выкупив участок с Маврийским дубом, у которого некогда Авраам принял Святую Троицу в виде трех Ангелов, архимандрит Антонин начал стройку храма. Но под видом обычной стройки. Никто из горожан не обратил особого внимания и даже тогда, когда стала возвышаться колокольня в виде башни. И только уж под конец, когда над башней начал вырисовываться граненый верхний этаж, слишком напоминавший русскую колокольню, хевронцы встрепенулись, но делать было уже нечего. Храм был почти построен. И мусульманам пришлось ограничиться лишь запретом на использование местных стройматериалов.

Архимандрит Антонин без особого труда привез недостающий материал из других мест, и в результате получился вот такой красивый храм:

Монастырь св. праотец Авраама и Сарры в Хевроне

Перед тем, как завести нас в храм, матушка Евфалия повела всю нашу группу к уникальному историческому месту. А именно, к погребальной пещере, которая сохранилась в прекрасном виде до сегодняшнего дня.

Древняя погребальная пещера

Эта пещера высечена в скале. При входе лежит большой тяжеленный камень, которым должно приваливать вход после погребения.

Вход в погребальную пещеру. Хеврон

Внутри довольно сыро. Но несмотря на повышенную влажность, стены не разрушаются и имеют очень крепкий вид. По бокам расположены места для погребения, так называемые погребальные ложа. Именно в такое ложе и был положен Господь наш Иисус Христос после крестной смерти:

Ложе - место погребения. Также было положено и тело Господа Христа

Весьма и весьма впечатляет…

Далее мы направились в Храм, посвященный Святой Троице, где был нами отслужен Молебен, а затем мы приложились к чудотворным иконам Хевронской православной церкви:

Храм в Хевроне в честь Святой Троицы

При входе в храм находится в специальной стеклянной камере часть засохшего Маврийского дуба, который вот уже на протяжении последних 100 лет, несмотря на разные способы его восстановления, засыхал.

Часть Маврийского дуба

И вот, совсем недавно, когда дуб хотели законсервировать, от его корня пошел новый росток, и Маврийский дуб ожил! Сейчас он пока небольшой и выглядит так:

Маврийский дуб

У Ветхозаветного дуба мы прочли Писание из книги Бытия, где говорится о посещении Авраама Богом 🙏

Далее мы проследовали в трапезную, где нас угостили чаем ) Подкрепившись, мы направились в Лавру Саввы Освященного.

Лавра Саввы Освященного

Башня Лавры Саввы Освященного

Преподобный Савва выбрал весьма труднодоступное место для своего монастыря, и мы в этом лишний раз убедились. Дорога к Лавре идёт по окраине горы и местами у нас даже захватывало дух!

Вскоре мы прибыли ко вратам этого необычного и самого крупного монастыря на Святой Земле. Здесь когда-то подвизалось до 3000 монахов. И за 1500 лет своего существования здесь никогда не прерывалась монашеская молитва.

Путь к Лавре Саввы Освященного

В Лавру, со времен еще древней традиции, женщин не пускают. Все паломницы собираются у врат и к ним выходит монах, который даёт угощения и принимает записки на поминовение.

А мы-мужчины вошли в Лавру, где чувствовалась неземная теплота и необычайный уют:

Лавра Саввы Освященного

В архондарике Лавры мы заказали Сорокоусты и подали записки на Литургию. А затем прошли в собор и приложились к нетленным мощам преподобного Саввы Освященного. Величие этого удивительного святого чувствуется в большой благодати, изливающейся на паломников, с верою лобызающих его честные мощи 🙏

Задерживаться нам не позволили, так как наступило 17 часов и в это время монастырь для паломников – закрывается. Монахи идут на службу молиться за весь грешный мир.

А мы направились на возвышенность, с которой открывается красивый вид на Лавру:

Лавра Саввы Освященного. Вид сверху

С права от Лавры открывается величественный вид на поток Кедрон:

Вид на Лавру и поток Кедрон

Я взял на память маленький камешек, и поклонившись этому великому святому месту, где на протяжении многих столетий возноситься за нас молитва, направился к автобусу. Нужно было еще посетить святой град Вифлеем )

Вифлеем

В Вифлеем мы прибыли вечером. Улицы города были многолюдны. Нас высадили недалеко от прихрамовой площади и мы направились к древним стенам Вифлеемского храма:

Прибытие в Вифлеем

Подходя к вратам, ведущим внутрь древней базилики, мы услышали от нашего гида, матушки Евфалии, историю о том, почему большие врата превратились в маленький проем, и сейчас называются “Вратами смирения”.

Дело в том, что после завоевания Святой Земли мусульманами, завоеватели попросту въезжали в храм на лошадях. Тогда христиане уменьшили врата до такого размера, чтобы невозможно было проехать ни на лошади, ни на осле. И более того, любой входящий невольно должен был согнуться в поклоне.

Вифлеем

Когда мы вошли в храм, нам представилась пространное помещение с колоннами слева и справа. Храм принадлежит Иерусалимскому Патриархату:

Базилика Рождества Христова в Вифлееме

Справа тянулась большая очередь в пещеру Рождества Христова, которая находится ниже, под главным алтарем базилики. Встав в очередь, мы начали петь Рождественский молебен с чтением Евангелия и поминовением О здравии имён всех наших родных и близких. Также мы с батюшкой вознесли молитву и за всех Вас, дорогие братья и сестры!🤗

Вифлеем. Святыни. Очередь в пещеру

Когда мы были уже недалеко от спуска в пещеру, то увидели необычайную икону Божией Матери “Вифлеемскую”. А необычаен образ тем, что Богородица на нём улыбается ) Это единственная икона, где мы можем увидеть улыбку Девы Марии.

Матушка Евфалия пояснила это тем, что в Вифлееме после рождения Сына, Матерь Божия была по-настоящему счастлива! Через несколько месяцев после рождества Иисуса Христа начались бедствия, не прекращавшиеся всю жизнь: Бегство в Египет, сложная жизнь в Назарете в ожидании того, что Её Сын отдаст Себя в жертву за людей, Крестная смерть Спасителя, и 15 лет жизни на земле в разлуке со Своим любимым Сыном. А здесь, в Вифлееме, Матерь Божия была счастлива!

Далее мы увидели большой красивый образ Рождества Христова, вышитый на большой плащанице:

Рождество Христово на плащанице

Поклонившись сему образу, мы повернули налево и спустились в пещеру Рождества Христова. Во время спуска и поклонения месту Рождества Господа нашего Иисуса Христа, мы пели тропарь Рождественскому празднику:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Пещера Рождества Христова

Даже не верилось, что мы находимся на месте рождения Спасителя!.. Поэтому мы пели тропарь многократно, чтобы проникнуться этим величайшим событием, произошедшим в двух метрах от нас…

Место Рождества Христова

Кондак Рождеству Христову:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

На подсвечниках я поставил за Вас свечи, заказал записочки в церковной лавке и приобрел для себя памятную иконочку Рождества Христова. Затем мы вышли во двор, который является общим и для католической базилики Рождества Христова и для православного храма:

Католическая базилика Рождества Христова

Наступил уже вечер, а нам нужно было еще возвращаться в Иерусалим, ужинать, читать вечерние молитвы и быстрее укладываться спать 😊 Ибо завтра нас ожидала самая дальняя и самая красивая поездка в прекрасную Галилею (Назарет, Фавор и Галилейское море)

Сделав на прощание фотографию, мы направились в автобус, который привез через полтора часа привез нас в ставший родным Горненский монастырь 🤗