Евангелие от Иоанна

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Поздравляем вас с праздником Воскресения Христова, который мы будем праздновать на протяжении 40 дней. И в течение всего этого периода вплоть до праздника Пятидесятницы мы будем слышать за Божественной Литургией отрывки из Евангелия от Иоанна.

Евангелие от Иоанна

Евангелие от Иоанна мы слышали в пасхальную ночь: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И в течение всех дней от Пасхи до Пятидесятницы мы будем слышать рассказы Евангелия от Иоанна о различных чудесах Господа Иисуса Христа, о Его поучениях, о Его страданиях, смерти и воскресении.

Почему Святая Церковь именно это Евангелие предлагает нам в пасхальный период. Наверное, потому, что именно в этом Евангелии, больше чем в трех других Евангелиях, подчеркивается, что Господь наш Иисус Христос был воплотившимся Богом. Не просто человеком, не просто Сыном Авраама, Сыном Давида, Сыном Божиим, не просто Учителем Израилевым и Великим Пророком из Назарета Галилейского, но что Он был воплотившимся Богом. Об этом говорится в Евангелии от Иоанна от самых первых его слов, до самых последних его страниц.

Уверение Фомы

На одном из богослужений мы слышали одно из последних повествований Евангелия от Иоанна о том, как когда Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, Он начал являться Своим ученикам. Но не все ученики были в то время, когда Господь являлся. Не было в частности Фомы, одного из двенадцати. И вот когда другие ученики рассказали ему о том, что они видели Господа, он не поверил. Он подумал, как и многие другие думали, что это призрак или что это вообще какой-то другой человек. И он сказал: «Если я не увижу на Его руках ран от гвоздей, если я не увижу на Его ногах ран от гвоздей, если я не вложу моего перста в рану на Его боку, то я не уверую, что это Он».

И вот прошла неделя, ученики снова были вместе и снова, как и в первый раз, им явился Иисус. Он пришел, пройдя через закрытые двери, потому что Его тело после воскресения приобрело особые сверхъестественные свойства. И первое, что Он сказал, когда увидел учеников, сказал обращаясь к Фоме: «Подойди ко мне и ощупай Мои раны, и убедись в том, что Я не призрак, а Сам Иисус Христос».

Уверение апостола Фомы

«Господь мой и Бог мой»

И вот те слова, которые Фома произносит, убедившись в том, что это воскресший Господь Иисус Христос, были, наверное, самым первым Символом Веры, который был провозглашен этим апостолом Христовым: «Господь мой и Бог мой». Это простые и короткие слова, в которых содержится вся суть четвертого Евангелия, и в которых содержится вся суть нашей веры. Мы исповедуем, что Иисус Христос, Человек, Который жил 2000 лет назад на земле Палестины, Который пострадал и умер на кресте, а потом воскрес и многократно являлся Своим ученикам, был Богом воплотившимся. И мы исповедуем Его Господом и Богом, подобно тому, как исповедовал Его Фома. Не просто учителем нравственности, не просто учителем духовности, не просто великим пророком, но именно Господом и Богом нашим мы исповедуем Иисуса Христа, распятого и воскресшего из мертвых. И в этом заключается сердцевина нашей веры.

И в пасхальный период Церковь напоминает нам об этом через чтение из Евангелия от Иоанна. Все это Евангелие от начала до конца является свидетельством о том, что в самые древние времена, в самом начале своего бытия Церковь исповедовала Иисуса Христа Господом и Богом. Об этом говорится в начале этого Евангелия, об этом говорится в конце этого Евангелия, и это доказывается теми повествованиями, которые евангелист включил в свой рассказ для того, чтобы мы с вами убедились в том, что Иисус Христос был Господом и Богом.

А почему это для нас так важно? Почему недостаточно просто исповедовать Иисуса Христа великим человеком, великим учителем, наряду с другими учителями? Потому что, если мы не верим в то, что Иисус Христос был Богом воплотившимся, значит, мы проходим мимо самой сердцевины нашей веры. Если Иисус Христос не был Богом, то что происходит тогда, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, когда мы принимаем внутрь себя Его тело и кровь? Святая Церковь учит, что когда мы причащаемся, то в наше человеческое телесное естество входит тело воплотившегося Бога и входит Его честная кровь, и через это мы соединяемся с Богом. И это Таинство важно для нас именно потому, что Иисус Христос был воплотившимся Богом.

Мы не с каким-то просто человеком соединяемся духовно и телесно, и мы не просто совершаем это Таинство Святой Евхаристии в воспоминание тайной вечери, но мы через приобщение Святых Христовых Таин соединяемся с Самим воплотившимся Богом, с Тем Богом, о Котором евангелист Иоанн сказал: «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Та благодать и та истина, которую принес на землю Господь Иисус Христос, являются нашим достоянием. Мы к ним приобщаемся через жизнь по евангельским заповедям, через чтение Святого Евангелия, через молитву, через участие в церковной жизни, через участие в церковных таинствах, и конечно же, через причащение Святых Христовых Таин.

Будем в этот пасхальный период, когда наши сердца переполняет радость о воскресшем Господе, почаще вспоминать о том, что Бог воплотился ради нашего спасения. Будем приступать к Святым Христовым Таинам, молясь о том, чтобы Господь наполнил нас Своим светом, Своей благодатью и Своей истиной. И будем идти по тому пути, который Он открыл нам, и по которому Он нас ведет – по пути к вечной жизни и Царству Небесному.

Евангелие от Иоанна

О том, как читать Евангелие

На главную страницу сайта - Семья и Вера