Кто автор Библии

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!

– Подруга отрицает авторитет Библии. Говорит, что раз она написана людьми, то там много домыслов и заблуждений. Пытался ей объяснить, что люди писали ее, водимые Святым Духом, но встретил полное непонимание. Как ей объяснить, кто автор Библии и почему там все правда?

Кто автор Библии?

В этом вопросе нам нужно разделить две значимых темы. Во-первых, вы абсолютно верно поступили, обращаясь к самой знаковой внутрибиблейской цитате, говорящей о богодохновенности библейского текста, указывающей на то, что тексты Откровения Божия не могут быть препарируемы исключительно так же, как любые другие литературные источники. В них мы видим определенную руку Божию, определенное действие и, собственно, то самое Откровение Господне.

Здесь мы обращаемся ко 2-му Соборному Посланию апостола Петра: «Зная прежде всего то, что ни одно пророчество в Писании не допускает частного объяснения; ибо никогда пророчество не было произнесено по воле человека, но люди, Духом Святым движимые, изрекли его от Бога».

Здесь мы видим внутрибиблейское указание на авторитетность ряда текстов. В данном случае апостол говорит не о своем собственном произведении, а подчеркивает авторитетность пророческих текстов. Но впоследствии христианская позиция распространила эту мысль на весь объем библейского текста, и мы говорим о богодохновенности Библии как таковой.

Процесс соработничества человека и Бога

При этом важно иметь в виду, что богодохновенность имеет несколько пониманий. И традиционное православное понимание смотрит на нее, как на синергийный процесс, то есть, на процесс соработничества человека и Бога. То есть, каждый библейский текст, безусловно, является Словом Божиим. Но для того, чтобы это Откровение обрело конкретную плоть, необходим тот, кто его не просто зафиксирует, а тот, кто его сумеет творчески воспринять и станет в каком-то смысле соавтором действующему в мире Слову Божию.

Библия

И вот в этом специфика Библии, как текста. С одной стороны, в ней действительно активно говорит Бог. С другой стороны, каждая книга является плодом труда совершенно конкретного автора или авторов. Потому что у ряда библейских текстов есть ряд авторов, как например у той же самой Псалтири, которая является, в общем-то, сборником текстов.

Поэтому первая наша мысль заключается в том, что Библия является Откровением Божиим. Это часто подчеркивается через ту мысль, что пророчества, преподанные в Ветхом Завете, в абсолютном своем большинстве уже исполнились. Ну, например, можно ли было помыслить о том, чтобы крупнейший город Вавилон превратился в груду развалин, как говорит об этом пророк Исайя. Причем он говорит об этом на том этапе, когда как раз Иерусалим представлен грудой развалин, а Вавилон стоит и кажется, будет стоять вечно. Однако же, ровно как сказал пророк, так и произошло. Иерусалим стоит до сих пор, а от Вавилона осталась жалкая груда развалин. Прежде великий город был просто потерян человечеством.

Поэтому из указаний на истинность библейского текста, пожалуй, самым простым может быть указание на то, что библейские пророчества, преподанные святыми людьми, исполнились в полноте.

Так как всякий библейский текст является плодом синергии труда Божьего и труда человеческого, то человек, записывающий этот текст, кроме всего прочего ограничен своим собственным словарем, своим культурным и историческим кодом. Тем, что мы называем контекстом. Мы сами с вами находимся в совершенно конкретном языковом и культурно-историческом контексте, из которого выйти очень затруднительно. Еще более затруднительно это было для авторов древних. Поэтому к разным библейским текстам, говоря об их достоверности, мы подходим каждый раз со вниманием к их жанру и культурно-историческому контексту.

То есть, если мы говорим о том, что в Библии все правда, то это никоим образом не означает, что когда в пророческих текстах тот или иной пророк, желая подчеркнуть определенного рода мысль, использует метафору, что мы должны ее воспринимать только в буквальном смысле. Нет. Пророк в своей речи, в своих языковых схемах и возможностях использует оборот, желая придать ему метафорическое значение. Будет неправильным наше его истолкование в прямом смысле.

Поэтому да, с одной стороны в Библии все правда, с другой стороны, учитывание вот этого человеческого элемента наших собственных выразительных средств и способов принципиально должно нами иметься в виду при обращении к библейскому материалу. И здесь, конечно, обращение к святым отцам, обращение к такой важной и значимой вероучительной науке, как библеистика, исключительно улучшит наше понимание библейского текста.

Кто автор Библии?

Беседы с батюшкой. Библия в нашей жизни

На главную страницу сайта - Семья и Вера