Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
– Нет сокрушения о грехах. Как быть, если нет сокрушения на исповеди? Умом осознаю, а сердце сухо.
Нет сокрушения о грехах
Это один из главных вопросов нашей церковной жизни, духовной жизни. Что такое духовная жизнь? Это не участие в театральных постановках, это не посещение концертов и каких-то развлекательных мероприятий. Духовная жизнь – это приведение сердца своего в состояние сокрушенное и смиренное пред Господом, ибо именно это сокрушение и становится причиной получения человеком бесчисленных благ от Господа, ибо «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
И действительно часто знакомые с искренним сердечным сокрушением на первом этапе своего обращения к Церкви, потом замечают в себе привычку и к Богослужению, и к своему состоянию христианина, и к будущим благам, обещанным Господом. И собственные грехи все с большим навыком, опытностью человек может произносить на исповеди. Поначалу он путался, не мог дать точные определения, где было тайноядение, где было гортанобесие, а где было чревонеистовство. Теперь он уже знает терминологию, время исповеди и не мечется в конце Литургии, как ему облегчить душу свою, чтобы участвовать в Святом Причащении. Все у него уже спокойненько, благоустроено. И здесь хорошо, если человек замечает, где же сердечное сокрушение, а где же та теплота покаяния, которая отличает всех тех оправданных Господом кающихся грешников, которые ходили за Ним?
И Феофан Затворник не зря говорит, живописуя перед нами образ подлинного христианина: «Мы должны быть как ангелы. Только те, как святые, совершенные духи, непрестанно приносят Богу жертву хваления, а мы, как существа падшие, непрестанно должны приносить Богу жертву самоукорения».
Регулярная исповедь
Надо сказать, что вот эта сердечная раскаянность является результатом двусторонних усилий. С одной стороны, частая исповедь, которая сама в себе имеет залог приобретения в ней доброго навыка. Не привычки, которая служит к потере благоговения, а именно доброго навыка с постоянством обличать себя не столько в общих страстях, которые присущи всем сынам человеческим, сколько в конкретных фактах их проявления. Святитель Феофан Затворник советует: «Не общие страсти исповедуй, которые у всех одинаковы, а называй на исповеди факты их проявления. Тогда и стыдом исповеди постыдные грехи будут удобно сожигаться под действием Божией благодати, и ты сам будешь находиться в присутствии свидетеля, Богом для тебя поставленного, в состоянии плачущего, укоряющего себя, обнажающего свою рану, с тем, чтобы быть ей исцеленною. Ты будешь чувствовать гораздо большее жжение и совести, и стыда, и решимости приобретать какие-то способы избегать впредь тех постыдных прегрешений, промахов, которые ты открываешь духовному отцу своему.
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»
Но и одной исповедью дело не может оказаться достаточным. Как некогда Адам был поселен в Раю и получил задание «делати его и хранити», так и мы вот это чувство самоукорения, сердцесокрушения призваны поддерживать не только внимательно, внятно и регулярно исповедуясь, но и между исповедями поддерживать хранение этого сердечного огонька или родничка собственного укорения. Это достигается всегдашним и внимательным призыванием Имени Господа Иисуса Христа, с признанием своей греховности и с просьбой о помиловании: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Эта краткая молитва, которая призвана стать дыханием всякого христианина, внутренним постоянным движением его души, помогает поддерживать в душе вот те самые расположения, которые неоткуда будет взять тогда, когда вы уже пришли на исповедь, если прежде по ходу самого вашего течения жизни вы не трудились над возделыванием своего сердца обращением к Богу.
Скажете: «Молитва моя холодна». Но Бог требует усилий и усердия в молитве. И то нуждение самого себя, наградой за которое обещается Царствие Небесное, является несомненная бдительность к движению своих помыслов и расположению сердца. Ибо «молитва есть возношение ума и сердца к Богу, выраженное благоговейным словом человека к Богу». И ему навстречу уже двигается Божественная благодать. Господь обещает: «Дам молитву, в том числе и покаянную, молящемуся». Тот, кто терпеливо вкладывает в сердце свое эти покаянные воздыхания ко Господу, несомненно получает и благодатный плод – чувство близости Господней, свет Его милости, тепло Его любви Отеческой.
Но для этого стоит воистину потрудиться, и усилия над собой непременно по истечении времени этих трудов возымеют и благодатные плоды радости, сопровождающейся вот этим самым непрестанным духом сокрушения о грехах своих и умилительного пред Богом хождения.