Как правильно поминать усопших

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Как правильно поминать усопших? На третий, на девятый, на сороковой день, в годину. Что нужно делать, что не нужно делать? Часто люди задаются этим вопросом. Это, наверное, один из самых часто встречающихся вопросов в пастырской практике, потому что смерть близкого зачастую ведет человека именно в храм. Потому что другой связи с усопшим человек не видит, а ему очень хочется эту связь наладить, как-то помочь усопшему.

Здесь стоит обратить внимание, что со смертью связано много суеверий, на которые православному христианину лучше не обращать свое внимание и соответственно не играть в эту игру и не действовать по данным суеверным правилам. Давайте с вами попробуем разобраться, что же здесь так, а что не так.

Как правильно поминать усопших?

Итак, само поминание усопшего за столом связано с практикой «накорми голодного». Когда умирает наш близкий родственник, очень важно накормить тех людей, кто в этом реально нуждается. Далее, к сожалению, очень важным элементом поминок является сегодня употребление алкогольных напитков. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил следующее: «Кто усопших водкой поминает, тот им больших мучений доставляет». Эти слова святого вызваны были, конечно же, той ситуацией, которую он видел в очень многих своих прихожанах. Это зависимость от алкоголя, и более того, плоды употребления алкогольных напитков на таких мероприятиях, когда из упокойных размышлений мы переносимся в заздравные, во всякие непотребства, танцы и прочее, что явно не соответствует духу этого мероприятия.

Алкогольные напитки лучше использовать в радостные события. Опять же, не в больших количествах, ибо апостол Павел говорит: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд». Не упиваться вином – это действительно важно. Суть не в том, что мы выпили или не выпили, а суть в том, в какое состояние мы пришли. Для нашей культуры очень важно вспомнить и попробовать возродить ту культуру духовного и молитвенного поминания наших усопших. Обязательно раздавать подаяние, обильную милостыню тем людям, которые в этом особенно нуждаются.

Следующее, на что стоит обратить внимание. Часто люди связывают те или иные блюда с поминанием усопшего. Например, на отпевание приносят какие-нибудь конфеты, драже, ирис и так далее. Святитель Афанасий Сахаров в своем труде «Поминовение усопших по уставу Православной Церкви» говорит о том, что настоящее коливо, приносимое в память усопшего православного человека, должно быть из пшеницы, если мы следуем восточной церковной традиции, а никак не из риса. Потому что мы все-таки восприняли византийскую культуру, а не китайскую.

Пшеница отсылает нас к евангельской истории, что «если зерно пшеничное, упав на землю, не умрет, оно остается одно; если же умрет, приносит много плода». Это должно напомнить нам о том, что мы все умираем, но на этом жизнь наша не заканчивается. И из маленького зернышка, чем является наша плоть, наша жизнь здесь, мы можем произрасти в большое растение, принести большие плоды и раскрыть свою жизнь совершенно в ином масштабе, в ином понятии времени, в иной сущности, в нашем состоянии в Боге.

Часто поминки связаны, как уже было сказано, с определенным приготовлением блюд. Не обращайте на это внимания. Потому что никоим образом рецепты ваших блюд для стола с поминками не связаны с духовной практикой. Кто-то будет делать так, кто-то иначе.

Часто, когда человека хоронят, ему в гроб кладут много всего разного. Иногда бывают весьма комичные в некомичной ситуации случаи, когда усопшему клали бритвы, сигареты, бутылки со спиртными напитками, зубные щетки и так далее и тому подобное. Конечно, в гробу человеку это совершенно не нужно. Мы же прекрасно понимаем, что наш родственник, воскреснув из мертвых, в последний день не увидит этого и оно ему будет явно не нужно.

Женщина на кладбище

Накорми нуждающегося

Более того, не нужно носить на кладбище какую-нибудь еду для усопшего на следующее утро, оставлять эту еду, потому что люди боятся есть на кладбище. Этот страх связан с нашим внутренним человеческим страхом перед смертью. И поэтому лучше раздать эти продукты бедным, которые действительно это съедят. Мы с вами на кладбище приносим всякие конфеты и оставляем их на надгробии. Ну, мы же с вами не язычники. Зачем нам приносить еду на кладбище? Кого мы кормим? Здесь стоит опять вернуться к той самой добродетели: накорми того, кто в этом реально нуждается.

Святитель Афанасий Сахаров обращал внимание на то, что мы любим строить какие-то помпезные большие надгробия, тратить на это какие-то невероятные суммы денег. Особенно это касается того периода служения святителя Афанасия – дореволюционного периода. Так вот святитель Афанасий обращает внимание, что христианину лучше принести эту милостыню нуждающимся людям. Можно построить храм, можно построить часовню, если человек этого хочет. И в этом храме всегда будет приноситься молитва за этого человека. Радость неимущего, который получил какое-то подаяние от вас, будет в вечности помогать вашему усопшему, как и молитва церкви, как и молитва близких.

Боле того, часто люди боятся раздавать вещи усопшего до сорокового дня. Дорогие друзья, наша история гласит о том, что человек умерши, к жизни больше, как правило, не возвращается. А время вот этого сорокадневия – как раз-таки, время особых переживаний о вашем ближнем, особенных чувств, которые ваше сердце теребят. Поэтому стоит обратить внимание на то, чтобы раздать эти вещи ближним, его знакомым, которые бы напоминали об усопшем и заставляли человека помолиться о нем. А также людям, опять же, нуждающимся раздавайте это с самого первого времени, дабы и вас не мучало состояние грусти, отчаяния, апатии, которое часто сопровождает людей при потере близких.

И последнее, на что следует обратить внимание, и, наверное, самое важное. Когда умирают наши близкие, мы чаще всего думаем о том, что же мы не доделали для них. Как мы когда-то не улыбнулись, когда-то накричали, когда-то не покормили, когда-то не пригласили в гости, давно не звонили. Каждый найдет то, чем он оскорбил своего близкого, и начинает корить себя. Нельзя этого делать. В момент отпевания мы с вами подходим к усопшему и даем ему последнее целование, последний раз приветствуем его. И это чинопоследование позволяет нам с вами попросить у него прощения и, соответственно, простить его. Ведь человек усопший, зачастую, тоже не святой, и конфликты были не просто на ровном месте.

Здесь очень важно вспомнить одну из античных пословиц: «Об усопшем либо хорошо, либо ничего кроме правды». Например, человек нас обидел. Не нужно это зарывать в землю. Нужно вспомнить об этом и сказать: «Господи, прошу Тебя, не накажи его за тот случай. Прости меня, я был не сдержан». Это будет честно, это будет правдиво, и тогда наша молитва станет, может быть, чуточку интереснее нам. Храни вас Господь.

Как правильно поминать усопших?

Как в храме поминать усопших?

На главную страницу сайта - Семья и Вера