Как нас будет судить Господь

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Как нас будет судить Господь? Когда мы слышим о Суде Божьем, конечно, в первую очередь мы должны вспомнить отрывок из Евангелия от Матфея, который читается в неделю о Страшном Суде, и который как раз и посвящен тому, как нас будет судить Господь.

Как нас будет судить Господь?

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую».

Вот это образ Страшного Суда, который по втором пришествии Господнем, когда Господь всех соберет для того, чтобы судить. Как же будет проходить этот Суд? По поводу праведников в Евангелии от Матфея говорится следующее:

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

По поводу тех, кто будет отправлен в муку вечную, сказано же следующее:

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Каждый получит по делам своим

То есть мы видим, что Суд идет по отношению нашему к другим людям. Если мы совершаем дела любви, дела милосердия, если мы кормим голодных, даем пить жаждущим, посещаем в темнице заключенных, совершаем какую-то милость и добро по отношении к другим людям, то Господь это принимает по отношению к Себе.

Но, конечно, этой притчей не исчерпывается церковное представление о Страшном Суде. Хотя вот этот образ Суда неоднократно повторяется. Тот же евангелист Матфей за десять глав до этого говорит: «Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делу его». Это первое всеобъемлющее представление о Суде – каждый получит по делам своим. Это только первый уровень и самое простое понимание того, как будет совершен Суд.

Страшный Суд

Не судите, чтобы и вы не были судимы

Тот же евангелист Матфей, в седьмой главе говоря о Суде, передает нам такие слова Господа: «Не судите, чтобы и вы не были судимы; ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою отмерено будет вам». Здесь уже мы видим удивительную поправку. Этому есть множество подтверждений в Евангелии. Это и притча о том, как царь простил своего раба, который должен был ему десять тысяч талантов. И когда тот не простил своему приятелю сотни талантов, тогда и царь вновь приказал его схватить и бросить в долговую яму, сказав: «Я помиловал тебя, так и ты должен был помиловать товарища своего».

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден

В молитве Господней мы слышим такие слова: «И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим». То есть, мы пытаемся прощать, поэтому и Ты, Господи, прости нас. Но и эти слова не являются исчерпывающим ответом на вопрос, как нас будет судить Господь. В Евангелии от Иоанна есть удивительные слова: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».

И вот здесь мы сталкиваемся с еще одной очень важной стороной христианского благовестия, центральным вопросом, как происходит наше спасение, как нам избежать осуждения. Если бы мы были по делам, то, пожалуй, Господу было не обязательно приходить на землю, Ему не обязательно было умирать на кресте, воскресать, возноситься на небо. Достаточно было послать еще одного пророка, который передал бы нам заповеди блаженства и пересказал бы те притчи, которые Господь Сам нам оставил.

Но центральным пунктом нашего спасения и главным, что будет испрошено у нас на Суде, является вера в Господа нашего Иисуса Христа. Мы видим, что евангелист Иоанн прямо говорит, передавая слова Спасителя, что «верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден». То есть не дела вводят нас в Царство Божие, а вводит нас Господь Иисус Христос.

А причем здесь мы, если Он нас вводит? Мы-то что должны сделать? Мы просто должны поверить в то, что Он нас вводит? Это будет протестантский подход. Проблема не в том, чтобы мы умозрительно веровали в то, что мы спасены страданием, смертью и воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Важно, чтобы мы сердцем знали и соответственно на Суде узнали Его и готовы были пойти за Ним. На иконе Страшного Суда, которая всегда лежит в храме в воскресный день, Господь спускается во ад, простирает руки ко всем грешникам и выводит их оттуда. И вот это ключевой вопрос: кого Он выводит из ада?  Он вывел оттуда всех, кто готов был за Ним идти, кто узнал Его, поверил в Него и пошел за Ним.

Здесь ключевой вопрос нашего спасения и нашего осуждения или оправдания. Совершение грехов, совершение злых дел, отсутствие веры так притупляет наше сердце, что мы не узнаем и не поверим Ему, когда Он протянет нам Свою спасающую руку, и окажемся среди тех самых «козлищ», которые идут в муку вечную. Если же человек верует в Господа сердцем, совершает дела милосердия, старается жить по заповедям, знает Бога в таинствах, то ему проще будет пройти этот путь после смерти, узнать Господа, протянуть Ему в ответ свою руку, обратиться к Нему в молитве и тем самым избежать осуждения.

Как нас будет судить Господь?

Грозное проявление суда Божия

На главную страницу сайта - Семья и Вера