Грозное проявление суда Божия

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

О том, какая судьба постигает за гробом людей, не имеющих единомыслия с Вселенскою Церковью, приведем рассказ из святоотеческой жизни.

Грозное проявление суда Божия

Однажды к пустынножителю преподобному Кириаку (память 29 сентября) пришел издалека некоторый старец по имени Феофан, чтобы научиться строжайшим подвигам иночества. Восхищенный боговдохновением старца, Феофан сказал: «Отче! Не расстался бы с тобою до смерти; но, как сочлен и единомышленник несторианцев, я должен возвратиться к моей братии».

А Несторий, по имени которого назывались его последователи, был еретик, осужденный на Третьем Вселенском Соборе за неправильное учение о Сыне Божием и Богоматери.

Услышав имя Нестория, Кириак затрепетал и, сокрушаясь о погибели гостя, начал умолять его, чтобы он присоединился к Православной Апостольской Церкви. «Един путь к вашему спасению, – говорил Кириак, – есть тот, чтобы мыслить и веровать, как мыслили и веровали святые отцы». Но Феофан отвечал: «И все еретики также утверждают, что человек может спастись только в их вероисповедании. Что же после сего делать мне, окаянному? Все называют свое учение боговдохновенным, а мой разум так слаб, что не может постигнуть истины и отличить ее от заблуждения».

Кириак с согласия Феофана в уединении начал молиться за своего погибающего собрата, чтобы Господь вразумил его. И вот на следующий день Феофан увидел пред собою боголепного, но грозного юношу, который привел его в смрадное место, в котором по указанию таинственного спутника Феофан увидел разных еретиков, испускающих стенание и скрежет нестерпимой муки. «Се обиталище тех, – сказал таинственный юноша, – которые нечестиво умствуют, и вкупе тех, кои следуют их учению».

Два старца

Без правой веры нет спасения

Из сего примера видите, братия, что без единения со Святою Православною Церковию в учении веры и любви для человека нет спасения, хотя бы он был добр и благочестив, хотя бы старался быть добродетельным, хотя бы налагал на себя подвиги иночества. Упоминаемый в рассказе старец Феофан был благочестив и хотел угождать Богу подвигами иночества; иначе он не пришел бы издалека к пустынножителю учиться подвижничеству. И что же? Достаточно ли было сего для спасения? Нет! Видение показало, что человеку, прежде всего, необходимо для спасения право веровать и пребывать в единомыслии с Православною Церковию и покоряться ей; иначе ничто не спасет человека от вечной погибели.

Ересь – искусственные цветы на сухом дереве

Пусть еретики и наши раскольники хвалятся своими добродетелями, пусть надеются в получении спасения на свои дела; пусть сколько угодно уверяют они и себя и других, что они служат Богу, что и молитва их приятна Богу и дела их приемлются Богом: без единения с Церковию ни своею верою, ни жизнию, ни делами они не достигнут вечного спасения, ибо их благочестие, дела и даже подвиги, как не имеющие основания в православии, исповедуемом единою Святою Соборною, Апостольскою и Вселенскою Церковию, суть не что иное, как искусственные цветы, привешенные к сухому дереву.

Старик с книгой

Скрепляйте же союз свой и единение с Церковию чрез постоянное посещение храма Божия, в котором совершаются молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки и приносится Бескровная Жертва за живых и умерших, во спасение всех человеков.

Возможно чаще исполняйте христианский долг исповеди и Святого Причастия, чтобы не коснеть во грехах и чрез то не удаляться от общения с Церковию; чтобы чрез единение со Христом в таинстве Причащения обновлять свои духовно-нравственные силы и получать силы благодатные для богоугодной жизни благочестия.

Приложение к «Руководству для сельских пастырей» за 1891 г., июнь

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Как распознать Промысл Божий»?

На главную страницу сайта - Семья и Вера