Сын снял с себя крест. Как его образумить

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

– Сын снял с себя крест. Он упрекает меня в том, что я его покрестила в детстве. Он возненавидел религию, сжег свидетельство о крещении. Как его образумить?

Сын снял с себя крест. Как его образумить?

Никак. Если ему восемнадцать лет, он совершеннолетний человек, он сам решает, как ему строить отношения с людьми и с Богом. Поэтому образумливать его не надо. Тем более по тому, как вы задаете этот вопрос, вы и не в силах его никак образумить. Если кто-то его и образумит, то это будете точно не вы, поскольку он и так уже сейчас упрекает вас в том, что вы покрестили его в детстве. Это значит, что у него и так к вам претензия. И поэтому вы точно не можете быть человеком, который его образумит. Это первое, что вы должны для себя понять. Ваша задача в духовном воспитании вашего сына на этом точно закончена. Вы можете молиться о его вразумлении, вы можете молиться о том, чтобы Господь послал ему в жизни обстоятельства, людей, ситуации, в которых он мог бы образумиться, чтобы Господь не оставил его, чтобы Господь привел его к Себе.

Не надо испытывать чувство вины за то, что вы покрестили его в детстве, не нужно потакать ему в этих упреках. Нужно сказать ему: «Ты знаешь, когда ты был маленький, я все решала за тебя. И это нормально. Я решала за тебя, что ты будешь есть, когда ты будешь спать, в какие игрушки ты будешь играть, какую одежду ты будешь носить». Это совершенно естественно. Маленький ребенок не имеет возможности и не имеет права принимать соответствующие решения. И до его восемнадцатилетнего возраста именно вы за него отвечали.

Вы не должны себя в этом обвинять. Если вы видите конкретные ошибки в воспитании,  в этом можно покаяться, попросить прощения на исповеди у Бога, и возможно попросить прощения у сына, если эти ошибки для вас очевидны. Но то, что он снял крест, то, что он возненавидел религию, то, что он сжег свидетельство о крещении, вовсе не значит, что вы воспитывали его как-то не так.

Семья в храме

Ярчайший пример примерно одинакового воспитания и совершенно разного результата мы видим уже в ситуации первой семьи. Мы знаем о трех сыновьях Адама и Евы, Каине, Авеле и Сифе, и мы видим, как по-разному сложилась их судьба не в смысле внешних обстоятельств, а в смысле их внутреннего выбора. Если, например, Авель и Сиф явили нам пример служения Богу, то Каин явил в себе пример противления Богу. И это не значит, что это произошло из-за того, что Адам и Ева его неправильно воспитывали, и это не значит, что они совершили какие-то ошибки в его воспитании. По крайней мере, Священное Писание, которое говорит об ошибках родителей, например, в случае первосвященника Илия, который неверно воспитывал своих детей и был за это наказан. Адам и Ева никак не осуждаются за возможно неправильное воспитание Каина, как и не восхваляются за правильное воспитание Авеля или Сифа.

Поэтому мы видим, что этот выбор Каина, этот выбор Сифа – это их собственный выбор. Точно так же, как мы знаем, что Ной, родившись в большой семье и спасшийся от потопа, остался единственным человеком, который сделал этот самый выбор, спасший его и позволивший ему продолжить человеческий род.

Поэтому спокойнее относитесь как к своим достижениям в области воспитания ваших детей, так и к своим ошибкам. Если есть конкретные, явные ошибки, в этом нужно просить прощения, возможно даже делиться опытом с ближними, говорить: «Не повторяйте моих ошибок». Это иногда работает. Есть такой термин «ошибка выжившего». Не стоит делиться своими достижениями. Иногда наши дети бывают святыми не благодаря нашей святости или каким-то правильным методам воспитания, а чаще это бывает вопреки.

Наш родительский долг, после достижения нашими детьми совершеннолетия, молиться за детей и оказывать им помощь в тех вопросах, в которых они этой помощи просят. Все остальное – это их собственный выбор и на милость и волю Божью.

Сын снял с себя крест. Как его образумить?

Надо ли заставлять подростка молиться и поститься?

На главную страницу сайта - Семья и Вера