Исповедь и причастие

С Воскресным днём, дорогие братия и сестры!

Можно ли верующему человеку без исповеди и причастия? Однозначно, нет. Но всё же, встречается среди многих людей такое искаженное понимание духовной и церковной жизни, когда считается допустимым не исповедоваться и не причащаться в храме, а просто просить у Бога прощения, молиться и каяться дома.

Хорошо и нужно молиться дома и каяться в грехах. Конечно, Господь слышит наши молитвы. Но ведь таинства исповеди и причастия были установлены Самим Господом, о чем рассказывается в Евангелии. Так, Господь дал власть апостолам прощать грехи, об этом написано в Евангелии от Матфея (глава 18, стих 18) и от Иоанна (глава 20, стихи 22-23). Эту власть прощать грехи апостолы передали епископам и священникам. Такая апостольская преемственность сохраняется в Церкви до сих пор. Что касается Причастия, то в Евангелии от Иоанна мы читаем следующие слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем”.

Первая Евхаристия была совершена Самим Господом накануне распятия, об этом рассказывается, например, в 26 главе Евангелия от Матфея, в 22 главе Евангелия от Луки. Поэтому исповедоваться и причащаться нам, православным христианам необходимо. Верующему человеку нужно верить не только в Бога (то есть в Его существование), но и доверить Богу и стараться в своей жизни поступать так, как учил нас Господь наш Иисус Христос. Что на самом деле мешает исповедоваться, и причаститься? Возможно, сомнения и вопросы нужно обсудить в личной беседе со священником.

Причащение в осуждение − мифы и реальность

У апостола Павла в послании к Коринфянам есть такие строки: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает».

Таинство причастия

Некоторые эти слова могут понять таким образом, что если желающий причаститься не прочтет определенные молитвы и не выдержит поста перед причастием, то оно пойдет ему в осуждение.
Однако, чтобы понять этот текст, нужно обратиться к авторитетным источникам.

  1. «Что значит принять недостойно? − принять с насмешкой, принять с презрением». Блаженный Августин.
  2. Подобает нам знать, что есть пять классов людей, которым святые отцы воспрещают приступать к Святому Причастию. Первый – оглашенные, как еще не крещенные. Второй – крещенные, но возлюбившие постыдные и неправедные дела, как отступники от святой жизни, для которой крещены: блудники, убийцы, лихоимцы, хищники, обидчики, гордецы, завистники, злопамятные, которые, будучи таковыми, не чувствуют, что являются врагами Богу и находятся в бедственном положении, а потому не сокрушаются, не плачут о грехах своих и не каются. Третий – бесноватые, если они хулят и поносят это Божественное Таинство. Четвертый – те, которые пришли в чувство и раскаялись, прекратили греховные дела свои и исповедались, но несут наложенную на них епитимию, стоят вне церкви определенное время. И пятый – те, у которых не созрел еще плод покаяния, то есть которые не дошли еще до решимости посвятить Богу всю свою жизнь и жить в дальнейшем во Христе жизнью чистой и безукоризненной. Эти пять классов, очевидно, недостойны Святого Причастия.» Преподобный Симеон Новый Богослов.
  3. «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем, т. е. эту небесную пищу не отличая от маловажной, обыкновенной пищи и не считая ее такой, которую бы надо принимать только с чистым духом и телом.» Преподобный Иоанн Кассиан.

У апостола Павла ситуация с причащением в осуждение описывается подробно. В те времена причащались вечером после ужина. Христиане собирались вместе, скидывались на общую трапезу, кушали, а потом было воспоминание Тайной Вечери (причастие). Так вот некоторые нехорошие христиане на этом общем ужине притесняли нищих, не давая им кушать вместе со всеми, затем напивались вином, а потом нетрезвые шли причащаться. Вот именно эти злодеяния обличал апостол Павел − именно это послужило поводом к фразе «причастие в осуждение». «Так вот, хотя вы и собираетесь вместе, это нельзя назвать Трапезой Господа. Каждый из вас налегает на собственную трапезу. И вот один уходит голодный, а другой сыт и пьян. У вас что, нет собственного дома, где можно было бы поесть и выпить? Или вы презираете Церковь Бога? Или хотите унизить неимущих? Что вам на это сказать? Похвалить? Нет, за это не похвалю!» Апостол Павел.Священник

Павел Островский

Исповедь и причастие

Почему так важны Исповедь и Причастие

На главную страницу сайта - Семья и Вера