Чем опасна мечтательность в духовной жизни

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

– Встречаю в духовной литературе, что не стоит предаваться мечтаниям. О каких мечтаниях идет речь?

Чем опасна мечтательность в духовной жизни?

Речь идет о тех самых мечтаниях, которые являются результатом нашей способности к воображению. Люди очень увлекаются этой областью, тем более подогретой интернет возможностями, где всякие иллюзорные миры представляются не просто в мечтаниях, а в определенной условной видимости или слышимости, и этим удобно заражается душа и ее мечтательность становится безграничной. Эта мечтательность подменяет реальность, человек строит воздушные замки или какие-то сериалы со своим активным участием в них. И наконец, для него бывает, что область собственных фантазий, воображения приобретает большую реальность, чем подлинная окружающая его жизнь. Настолько искренне и безраздельно он увлечен миром собственного воображения.

Что же такое воображение? Святитель Феофан Затворник называет это совершенно чернорабочей стороной души. Это вовсе не то средство, в котором, например, постигается Бог или благоустраивается жизнь. Это способность души производить какие-то фантазии. Именуется чернорабочей именно потому, что в ней отражается тот самый беспорядок, который присущ человеческой поврежденной душе. Беспорядок – это греховное влияние человеческих страстей. Тем и опасны мечтания, что они являются продолжением той самой поврежденной души, которая нуждается в преображении от благодати Божией производимом.

Мечтательность

А люди, увлекаемые и увлекающиеся своими собственными фантазиями, воображениями, они незаметно погружаются в некоторый духовный яд, источаемый своей собственной душой. Еще не умея различать добро от зла и действия страстей в своей собственной душе, они своими воображениями живописуют те душевные болезни, которые не умеют отсечь, уврачевать, оплакать, приложить к ним врачевство Божией благодати, очищающей, преображающей, а находится в плену вот этих самых образов. Причем образы могут быть и самыми что ни есть возвышенными. Представляться может и Сам Господь, и какое-то таинственное бытие Пресвятой Троицы, и Богородица, и святые, а тут и я среди них.

И во всей этой чернорабочей способности воображения будет торжествующая прелесть, самообман человека, который создав эти воздушные, мнимые царства и дворцы, найдя среди них и для себя любимого какое-то высокое место, на самом деле оказывается в глубокой яме прелести, самообмана, и в результате неисправимой, неисцелимой духовной болезни, ведущей к совершенной погибели.

Торжествующее в жизни многих воображение заменяет реальность и становится новой реальностью для человека, и часто погибельной, если человек не имеет трезвения, не имеет навыка разгонять эти наваждения и воображения молитвой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Именно эти слова, согреваемые чувством, способны разогнать всякое враждебное нашествие и вот это художественное воображение, которое будет дезориентировать человека, обманывать его, манить, увлекать, порабощать.

Трезвением называется как раз наша воспитанная со временем внутренняя способность не увлекаться порождениями собственного воображения, ни положительными, ни отрицательными. А отрицательные образы преподобный Исаак Сирин представляет верхом безрассудства.

Так что область эта действительно непростая, область эта есть поле битвы, именуемая невидимой бранью. И адресуем вас к книге преподобного Никодима Святогорца именно с таким названием, которое помогает быть хорошо защищенным и вооруженным в этой невидимой брани и не стать жертвой собственного воображения.

Чем опасна мечтательность в духовной жизни?

Мечтать не только вредно, но и опасно!

На главную страницу сайта - Семья и Вера