Савелий

Автор — Татьяна Якутина, г. Кодинск

Божий человек, почти уже сибиряк
Крестоходец из Марий Эл стал своим в нашем районе

(продолжение материала в № 30 газеты «Советское Приангарье»)

Этой весной Савелию исполнилось 64 года, но он выглядит моложе своего возраста. Может, потому, что почти никогда не раздражается и не злится, не держит обид. Во всяком встречном человеке видит образ Божий. А отрицательные и негативные качества, которые есть в каждом, считает чем-то наносным, «пылью», которая «насела» на человека за годы его жизни. «А под ней-то каждый из нас чист душой и светел, как младенец», – убеждён он.

К тому же, Савелий не курит, не употребляет спиртное. Как говорится, человек без «вредных привычек». И это тоже один из факторов его моложавого внешнего вида.

Маленький и худенький, жизнерадостный, быстрый, всегда со  смешинкой и лукавинкой, он привлекает внимание людей. Одна из его хороших знакомых, «сестёр» (как он называет всех женщин), Татьяна из Зеленограда, поделилась, как однажды с друзьями, в числе которых был и Савелий, пришла в храм на окраине своего города. «Мы там иногда бываем, но ни с кем как-то особо не общались и не знакомились. Пока подавали записочки о здравии и упокоении, Савелий пошёл прикладываться к иконам. Смотрим и удивляемся, как легко и непринуждённо он общается с людьми. Суровые церковные старушки, которых чужаки побаиваются в любом храме, глядя на него, улыбаются. Радостные такие стоят, благостные», – рассказала она.

Но при всём том Савелий абсолютной не считает себя идеальным, святошей. Говорит, что начав копаться в себе, в собственных грехах, столько грязи в себе увидел, что просто ужаснулся. «И как только Господь меня терпит?» – говорит он. А сделав такое нерадостное, в общем-то открытие, стал еще строже относиться к себе, к недостаткам своего характера, а значит, и к собственным грехам, стал ещё больше бороться с ними.

Савелий старается помогать людям, говоря казенно-чиновничьим языком, «оказавшимся в трудной жизненной ситуации», у которых нет поддержки и внимания со стороны близких. Чаще всего это бедно живущие одинокие старички и старушки, мамы с детьми. Сам делится с ними продуктами (рыбой, мясом, крупами – всем, что имеет) и просит более состоятельных знакомых, чтобы и они помогали нуждающимся.

И те, кто раньше такого рода благотворительностью не занимался,  с радостью откликаются на его призыв, потому что знают, что Господь будет судить нас по нашим делам. На крестных ходах к нему часто подходят бомжи и пьяницы, от которых другие люди шарахаются. И Савелий с радостью им помогает, делится тем, что имеет. Его отзывчивость и доброта естественны. Он не может жить иначе.

В  странствиях по России он встречал немало людей, у которых старался чему-то научиться. Пути-дороги привели его однажды в Немский район Кировской области. Там есть Васильевский храм, который на свои небольшие пенсии содержали 14 старушек-молитвенниц. Они помогали батюшке на службах, топили печи, мыли полы, следили за порядком в церковном дворе, приобретали дрова для церкви. Помимо трудов чисто физических, нелёгких для старых людей, они ещё и много молились. «Силе духа, вере и молитве я учился у этих старушек, учился у них бескорыстию и непоказной любви к ближнему», – говорит Савелий.

Одна из них, бабушка Люба, как-то ему сказала: «Савелий, а ты знаешь, что у человека глаза-то из ада? Вот ты увидел что-то, и тебе это уже надо. Приедешь в город,  в магазины, глаза разбегаются, так бы всё бы и накупил! А это уже жадность, человеку ведь много не нужно!» Эти слова он любит повторять в разговорах со своими собеседниками.

Такая же сила веры, крепость духа есть и у православных осетин, с которыми Савелий, как и мы, познакомился на Климковском крестном ходе. Он даже побывал в Беслане в 2020 году. «Там в одном из храмов молятся 12 старух и один двенадцатилетний мальчик-монах. И как молятся! Есть ещё вера в нашем православном Отечестве», – радостно утверждает он.

Климковский крестный ход

К слову сказать, осетинские паломники полюбили Савелия, и когда он оказался в Сибири, отправили ему в нескольких посылках связанные из овечьей шерсти тёплые вещи: свитер, жилет, шапку, шарф, рукавицы и многочисленные носки, которые он почти все раздал новым случайным знакомым (геологам, рыбакам и охотникам). «Мне одному зачем столько? Делиться надо!» – говорит наш теперь уже почти сибиряк Савелий.

По его словам, он часто встречал бедно живущих деревенских священников, которые не имеют личных автомобилей, пешком или на попутках добираются до отдаленных деревень. Там их ждут больные или умирающие люди. И батюшка должен их поисповедовать, попричащать, пособоровать. Порой до умирающего добираться приходится в непогоду, по бездорожью. Но такие батюшки-подвижники наших дней не ропщут и не жалуются на усталость, на больные ноги или спину. Священнический долг, вера и любовь к ближнему делают их сильными и духовно закаленными.

Одного такого священника с женой и детьми, очень скромно одетых, он встретил на Великорецком крестном ходе. Разговорились, оказалось, что батюшка занимается восстановлением разрушенного храма. Ему предстоит заказать и установить новый купол. «Мне надо пять миллионов на купол!» – сказал он собеседнику. Савелий уверен, что он их найдёт и сделает всё, что нужно, потому что у него есть Вера, и Господь его не оставит.

Слушая истории Савелия о людях веры и молитвы, я убедилась что их, к счастью, у нас немало. Меня поразил его рассказ о смерти и похоронах одной старушки-праведницы. Та хромала с молодых лет, была некрасива. После войны, когда в стране возник дефицит женихов, возвращавшиеся домой фронтовики на неё не обращали внимания. Зачем смотреть на хромую и увечную, если вокруг столько красивых девушек и одиноких молодых женщин?! Вот и осталась она девственницей.

Всю жизнь помогала тяжело больным людям: выносила из-под лежачих судно с испражнениями, обмывала их, стирала загрязнившуюся постель и одежду, кормила с ложечки. Смолоду и до старости выполняла тяжёлую и грязную работу, плохо оплачиваемую.

Когда она лежала в гробу, маленькая, чистенькая и аккуратненькая, все подходившие к ней попрощаться замечали улыбку на её просветлённом лице. Казалось, старушка мирно почивает. «Человек ведь видит того, кто приходит забирать его душу», – говорит Савелий. Он убеждён, что душу праведницы принял Ангел.

Стены дома, где лежала покойница, снаружи были облеплены невесть откуда появившимися крупными бабочками яркой раскраски. А на проводах, тесно прижавшись друг ко другу, сидело огромнейшее количество птиц: голубей, воробьев, синичек. Когда вынесли из дома гроб с телом старушки и понесли по направлению к кладбищу, его сопровождали стаи птиц и клубящиеся облака бабочек.

«Дай Бог каждому из нас сподобиться такой светлой, тихой и мирной, праведной кончины», – говорит Савелий. Многих из встреченных им людей он считает «людьми Рая».

Но, увы, немало и тех, кто живет только для себя, гребёт и хапает, издеваясь над окружающими людьми и даже животными. И такие люди, по его мнению, страшнее зверя. Вот ещё один его рассказ: «Как-то два охотника натолкнулись в лесу на кладовую бурундучка. Один из них со смехом разграбил её. Набрал два ведра очищенных зверьком орехов.

А когда через два дня, проходя, снова попал на это место, увидел бурундучка, повесившегося на острой веточке. Зверёк погиб из-за жадности человека, бросившись на сучок. Он понимал, что не переживёт зиму без съестного, потому что его ожидает голодная смерть. Все мы Божьи твари, но почему-то забываем об этом.

Раньше люди жили бедно, а были добрее. А сейчас всем надо иметь всего много, но нет доброты», – с грустью говорит он.

На мой вопрос, а в чём заключается наше спасение, Савелий ответил, как и Матронушка Московская, что начинать нужно каждому с себя. Спаси себя, и вокруг тебя спасутся другие – вот правило, провозглашенной православными старцами и святыми.

И Савелий знает такого человека. Это один из его знакомых – Константин. Молодой мужчина в поисках истины и спасения хотел стать насельником монастыря, но потом по совету старого монаха, который увидел его неготовность стать монахом, отказался от этой мысли и вернулся в мир. Познакомился с пьющей женщиной, матерью троих детей, которую хотели лишить материнства. Стал ей и её детям помогать. А потом и женился на ней, та бросила пить, взяла себя в руки. В этом браке родилось ещё трое детей. Супруги живут дружно, трудятся, молятся, воспитывают в вере детей. И в этом их спасение.

Каждый должен найти свой путь ко спасению и уже не сворачивать с него – убеждён Савелий.

Савелий

Странник Савелий

На главную страницу сайта - Семья и Вера