Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
– Подавать ли милостыню у храма? Возможно эти люди обманщики, как это узнать?
Подавать ли милостыню у храма?
Господь Иисус Христос во Святом Евангелии очень ясно отвечает нам на этот вопрос: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Если мы Христовы ученики, то мы должны быть щедрыми, мы должны быть милостивыми. И настоящий христианин – это тот, кто с любовью дает тому, кто у него просит.
Конечно же, мы не можем помочь всем нищим на земле, и даже всем нищим вокруг одного храма. Далеко не каждый человек может помочь. Но может быть даже важнее, чем дать какое-то материальное пожертвование, по-человечески отнестись к каждому человеку, в ом числе и к нищему.
Простое человеческое отношение
Митрополит Антоний Сурожский как-то рассказывал одну историю. Когда он был молодым человеком, он жил в Париже. Там жили и другие люди с русскими корнями. Это были представители эмиграции, которые в революцию вынуждены были уехать из отечества. И вот очень многие осели в Париже, и почти у всех у них жизнь была в изгнании, в эмиграции чрезвычайно скудной, на грани выживания, на грани реального голода. И вот недалеко от храма, где каждое воскресенье собирались эти люди, сидел один нищий. Многие проходили мимо, не глядя кидали копеечку. И нищий сидел и тоже не проявлял никаких особых чувств. И вот будущий митрополит Антоний издалека увидел, как нищий встал, стал обниматься с одним из прихожан этого храма, кланялся ему. И уже потом, в храме Антоний Сурожский спросил: «За что вам так благодарен этот нищий? Неужели вы дали ему большую сумму денег? Я же знаю, что вы сами очень бедно живете». И этот человек ответил: «К сожалению, у меня не было ни копейки, чтобы ему подать. Но я поздоровался с ним, стал расспрашивать, как у него дела и проявил простое человеческое сочувствие». И оказалось, что человеческое отношение гораздо важнее, чем когда кто-то не глядя, как кость собаке бросает пусть даже не маленькую монетку.
К бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли
А как мы можем выразить человеческое отношение. Ведь не всегда мы и заговорить можем, не всегда мы это умеем, и времени не всегда хватает так же, как и денег. Но если мы не можем дать денег, если мы не можем заговорить, то хотя бы помолиться об этом человеке: «Господи, я не могу ему помочь, Ты ему помоги». И вот это уже будет некоторое сочувствие. «Но к бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли». Это действительно очень важно – не надо медлить. Святые отцы говорят об этом. Вот когда к тебе пришла мысль помочь кому-то, в том числе материальным пожертвованием, это нужно делать сразу. Потому что если ты замедлишь, то через десять минут уже придут другие мысли: «А так ли это нужно», «А ведь мне самому эти деньги нужны», «А у меня семья», «Мне нужно скопить эти деньги», «А не такой уж он и нищий», «Он, наверное, обманщик». Поэтому, как только пришла какая-то хорошая мысль в голову, нужно немедля это сделать.
«Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере», – говорит апостол Павел. Поэтому, когда мы видим нищего, нужно стараться сделать ему добро. Конечно, часть этих денег зарабатывается каким-то обманным путем. Конечно, в нищенстве есть значительный элемент обмана, лукавства. Часто люди просят деньги на одно, а тратят на другое. Но, наверное, гораздо опаснее пройти мимо действительно нуждающегося человека, чем дать десяти обманщикам деньги, в которых, может быть, они не так нуждаются. Если мы кому-то подали деньги, то мы хорошее, доброе дело сделали, а уж как он там ими распорядится, это не так важно.
Моно это сравнить с тем, что когда платим какие-то законные налоги, мы знаем, что какая-то часть этих денег может быть и разворована, где-то не дойдет до конечного результата, который мы хотим. Но мы все равно платим, понимая, что так нужно делать. И так и здесь. Даем мы милостыню кому-то, и какая-то часть этих денег, может быть, будет потрачена не так, как мы думали. Ну и что? Это не должно нас останавливать.
Поэтому по слову Господа будем стараться быть милосердными, будем стараться помогать по возможности всем, кому мы можем. Не деньгами, так временем, не временем, так добрым взглядом, молитвой об этом человеке. И через это не только этим людям будем приносить пользу, но и самим себе, потому что Господь говорит: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Будем стремиться к тому, чтобы иметь сердце милостивое, доброе и отзывчивое к скорби и к нужде других людей.