Зачем столько рамок

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

– Почему я не могу жить, как хочу? Зачем столько рамок?

Вопрос дельный, потому что у нас в жизни много запретов, в том числе Священное Писание дает какие-то заперты. А зачем все это надо, почему нельзя жить без этого?

Зачем столько рамок?

Во-первых, могу. Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит: «Все мне позволено, но не все на пользу. Все мне позволено, но ничто да не обладает мною». То есть, можно жить совершенно без рамок Закона Божьего, можно жить без рамок, которые нам ставит общество и законы физики. Человек может спокойно выйти в окно, но ему будет больно. Поэтому рамки для чего-то нужны.

И во Второзаконии, когда Моисей в конце своей жизни повторяет народу Закон Божий, он говорит от лица Бога очень важные слова: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое».

То есть, заповеди – это путь жизни. Очень сложно понять, почему запрет – это путь к жизни. Потому что есть некоторые законы духовного мира. И вот законы этого духовного мира Господь нам открывает, в том числе в Священном Писании. И Он как бы говорит, что вот это будет вредить, поэтому это нельзя. И заповеди – это, по большому счету, не просто заперты, которые построены по принципу «что Богу не нравится, то делать не надо», а все эти заперты построены по принципу, что то, что запрещают заповеди, то вредит человеку. У каждого бытового предмета есть инструкция по применению. Вот заповеди – это инструкция по применению человека. Как жить так, чтобы тебе потом не было плохо.

В этом все для человека

Мы читаем, например, в книге Екклесиаста, в самом конце, когда подводится итог всему размышлению: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека». И что вот это «все»? В книге Екклесиаста происходит поиск того, что мне хорошо. Не то, что хорошо нравственно кому-то там, а мне хорошо. И вот на протяжении всех этих размышлений Соломон, который говорит эти слова, приходит к мнению, что исполнение заповедей Божиих – это все для человека. Эта внутренняя гармония, внутреннее наполнение происходит при исполнении заповедей.

Похожее мы видим в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова: «В повелениях Его – все Его благоволение, и никто не может умалить спасительность их». То есть, повеление Божие – это то, что для нас спасительно, то, что дает нам радость, то, что дает ощущение, что нам хорошо.

Задумчивый мужчина на фоне храма

Как работают заперты

И вот апостол Павел говорит: «Все мне позволено, но не все на пользу». И вот очень важно понимать, как работают заперты. Любой запрет имеет три уровня. Первый запрет – нельзя просто потому, что нельзя. Второй запрет – нельзя потому, что если ты нарушишь запрет, то будет плохо. А третий уровень понимания запрета – если я последую этому запрету, то я приобрету то-то и то-то. И вот когда человек немножко возрастает, когда он начинает проникать в сущность заповедей, он понимает, что там все не просто так. И тогда он мыслит в категории не «можно-нельзя», а мыслит в категории апостола – «полезно-неполезно». И естественно уклоняется от того, что ему не полезно, и хочет делать то, что ему полезно. Конечно, у нас не всегда это получается в силу повреждения нашей природы, но, по крайней мере, есть такое стремление.

И вот очень важно понимать, что Господь и Церковь дают человеку запреты не потому, что это какое-то самодурство, а они дают запреты для того, чтобы его сохранить. Запрет – это некоторая ограда, за которой пропасть. И человеку для того, чтобы принять или отвергнуть запрет, нужно сначала пройти этот путь, понять, что ему навредит, если он этот запрет нарушит, что даст исполнение этого запрета, и уже после этого размышлять, отвергнуть этот запрет или нет. Потому что у нас бывает такое детское бунтующее состояние: «Вот мне запрещают, а я не буду». Мы сами понимаем, что это очень деструктивная вещь.

И вот апостол в Послании к Галатам говорит: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою». То есть, для того, чтобы войти в свободу, для того, чтобы войти в пространство «полезное-неполезное» нужно пережить этап, когда для нас будет много непонятного и мы будем некоторые вещи  исполнять, просто доверяя Богу и Церкви. Такое возрастание происходит не только в духовной жизни, но и в жизни материальной. В один-два года ребенку говорят, что утюг просто нельзя трогать. Нельзя и все. В года три ему уже можно объяснить, что нельзя трогать потому, что он тяжелый, и он еще может быто горячий. А дальше, когда ребенок вырастет, для него вообще этот запрет станет неактуальным потому, что он уже вырос и ему утюгом надо гладить рубашки.

И вот есть запреты, которые действительно для нас отваливаются. Например, у человека до вступления в брак есть запрет на интимную близость по супружескому образцу. Но после вступления в брак этот запрет становится неактуальным между мужем и женой. А есть запреты, которые остаются с нами на всю жизнь, но мы можем проникнуть в их суть и понять, что нам это дает. И вот очень важно возрасти из младенческого состояния, понять, почему Бог и Церковь предлагают мне такой запрет, что стоит за этим запрещением, какая польза и потом уже думать, принимать это или отвергать.

И если человек перерос состояние закона, когда ему необходимы рамки, он входит в общение со Христом. И вот когда мы входим в свободу Христа, мы входим в то состояние, о котором Господь в Евангелии от Матфея говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».

Итак, вы можете жить, как хотите, и Господь вас в этом не ограничивает. Бог дает заповеди для того, чтобы мы себе и окружающим не вредили. И поэтому исполнение заповедей – это не жизнь внутри рамок, это состояние, когда мы будем сохранены от некоторых травм, о которых нам потом не придется жалеть. И вот в этом состоянии, когда есть правила и есть запреты, в нем очень важно возрастать, понимать суть этого, чтобы мыслить уже не в категориях «можно-нельзя», а в категориях «полезно-неполезно». Когда мы до этого возрастем,  тогда нам уже не кажется, что заповеди Божии тяжки, а нам кажется, что все это очень логично, что это очень продумано, и в этом случае некоторые запреты, которые я не могу понять, я принимаю на веру, потому что понимаю, что это очень хорошо работает.

Зачем столько рамок?

Почему женщины должны покрывать голову в церкви?

На главную страницу сайта - Семья и Вера