Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Близится время поста. Успенским в Православии называют пост, установленный в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Праздник Успения Пресвятой Богородицы в Православии отмечают 28 августа. Это один из четырех многодневных постов в году, длится две недели. Даты всегда неизменны − с 14 по 27 августа.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы, который как раз и предваряется постом, напоминает верующим о дне кончины Марии, матери Христа. Важно понимать, что в данном случае празднуется, конечно, не само событие смерти, а момент перехода от земной жизни к жизни вечной, небесной. Считается, что Богородица своими молитвами ходатайствует перед Богом за людей.
Первые упоминания об Успенском посте известны еще с V века, а значит, соблюдали его уже с древних времен христианства. На Константинопольском Соборе 1166 года были окончательно установлены его даты и сроки.
На Успенский пост или сразу после приходятся три праздника
Первый, 14 августа − Происхождение честных древ Животворящего Креста. Во время него вспоминают о традиции Крестного хода в Константинополе, а также о победе русского князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в ХII веке.
19 августа отмечается Преображение Господне.Это один из двунадесятых (то есть 12 главных после Пасхи) церковных праздников. Он рассказывает верующим о том, как во время молитвы на горе трем ученикам Христа была явлена божественная природа Спасителя.
А уже после поста, 29-го числа, наступает день Перенесения Нерукотворного Образа из Едессы в Константинополь. Это праздник в честь изображения Спасителя, что не было написано, а отпечаталось на холсте, которым Иисус вытер лицо.
Правила поста
Что же касается самого поста, то он в православной церкви является одним из самых строгих, таким же, как и Великий, что перед Пасхой. Постящимся предписано отказаться от мясных и молочных продуктов, яиц. Рыбу можно только в день Преображения Господня 19 августа.
При этом важно помнить, что пост − не диета, и ограничения в пище при его соблюдении отнюдь не главное. Гораздо важнее провести эти дни в молитве и праведных мыслях, без гнева на близких и дурных поступков. Желательно на время ограничить себя в развлечениях и бурном веселье. До революции 1917 года в дни Успенского поста даже запрещалось проводить карнавалы, отменяли шутовские представления и театральные постановки.
Часто спрашивают, можно ли в Успенский пост играть свадьбу. Тут нужно учесть, что свадьба для церкви невозможна без венчания, а в посты это таинство не совершается. Кроме того, вспомним и о том, что верующие стараются не устраивать в это время шумные праздники с щедрыми застольями и развлечениями. При этом запрета на скромную и тихую регистрацию в ЗАГСе, если ее по каким-то причинам нужно провести именно в эти две недели, нет. Но уже гулять придется потом, после Успения.
Смысл праздника Успения Пресвятой Богородицы
«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми» (Митро-полит Антоний Сурожский).
Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост − один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха. Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь − Христос, и смерть − приобретение» (Фил 1.21). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» − напоминает церковное песнопение. По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении − вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.