Как нам приобщать детей к церковности

Здравствуйте, дорогие родители!

Дети нам даны от Бога на временное попечение об их телесном и духовном здоровье. Они очень быстро растут. И за этот короткий промежуток времени нужно успеть очень многому их научить, привить хорошие качества и навыки, которые пригодятся им во взрослой жизни. Но самое главная прививка − это духовность. Если они вырастут с в вере и благочестии, то будут и всю свою жизнь с Богом, а значит по-настоящему счастливыми.

Как нам приобщать детей к церковности?

Во-первых, пусть дети остаются детьми. Ни в коем случае нельзя превращать их в маленьких монахов и монахинь. Пусть они бегают, играют со своими сверстниками, шумят, дерутся (только не в церкви, разумеется); пусть они учатся, общаются, познают мир, и т. д. Во-вторых, нужно очень тщательно определить детям меру внешней церковности − чуть меньше, чем «по силам»; а всё внимание обратить на воспитание в детях благоговейного чувства Живого Бога, чтобы Церковь была для детей праздником, наградой − а не рутиной и обязаловкой. Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, что как-то, идя на Всенощную, он зашёл по дороге за В. Н. Лосским, и увидел, что его дети остаются дома. Владыка спросил Владимира Николаевича, почему дети не идут с ним на службу. Он ответил: «они так себя вели всю эту неделю, что недостойны идти в храм». Протоиерей Владимир Воробьев, вспоминая свое детство, рассказывал, что их мама приводила их в храм очень редко и только к Причастию; она не позволяла им смотреть по сторонам, развлекаться и т. п. Причастившись, они стояли с благоговением несколько минут и уходили домой. И это, говорил о. Владимир, было для них праздником и подарком. Вот подлинно пастырский опыт; так воспитывается благоговение. У нас же по большей части бывает по-другому. Сын: не хочу причащаться! Мамаша: нет, будешь! − и, схватив сына за руку, волочёт его в церковь. Или: совсем что-то распустился ребёнок, надо причастить его. Плодом такого подхода закономерно является потеря благоговения и, в дальнейшем, отход от Церкви.

Как-то я спросил десятилетнего мальчика из хорошей церковной семьи: а как ты воспринимаешь Христа? Чувствуешь ли ты Его рядом, чувствуешь ли ты Его любовь − вот как бы, например, Он был твоим лучшим Другом? − Мальчик пожал плечами: он не понял, о чём я его спрашиваю. Конечно, религиозное чувство людей, и детей, бывает разной интенсивности; но в деле религиозного воспитания более всего важна не сила, а ориентация религиозного чувства: на внутреннее, на личного Бога, живого Христа, а не на внешнее прежде всего. Итак, если правильно расставить акценты, то духовное и церковное воспитание детей будет совершаться естественно, как сама жизнь, без «натуги», но только при условии, если этой жизнью обладает семья.

Игумен Петр (Мещеряков)

Девочка в храме

Личная вера ребенка

Ушли времена, когда можно было надеяться, что церковный быт, традиции народной жизни смогут воспитать в детях веру и благочестие. Не в наших силах воссоздать общий церковный уклад жизни. Но именно теперь на нас, верующих родителей, ложится обязанность воспитывать в наших детях личную, самостоятельную веру. Если ребенок сам, своей душой и своим умом, в меру своего детского развития, верит, знает и понимает то, во что он верит, лишь в этом случае он может эту веру противопоставить враждебному окружению. Возможно ли это в детском возрасте? Мне кажется, исходя из моего опыта работы с детьми можно наметить четыре пути воспитания детского религиозного опыта:

  1. Чувство и понимание «святого», «святости» − святого предмета, крестика, иконы, храма, человека, святости всего божественного.
  2. Не надо быть злым, важно быть добрым, любить и жалеть других.
  3. Во всем мире, природе, есть порядок, смысл, и все делается для чего-то. Все устроено волей Божьей.
  4. Интересно постепенно узнавать что-то новое о жизни, о людях, о вещах, о Боге. Хорошо познавать то, что познается.

В наше время верующим родителям важно не только знакомить детей с тем, во что они верят, − рассказывать о евангельских событиях, объяснять молитвы, водить, когда можно, в храм, − но и развивать у детей религиозную сознательность. Дети, растущие в антирелигиозном мире, должны знать, что такое религия, что значит быть религиозным, верующим человеком. Как, например, Е. Трояновская, педагог и верующая православная женщина рассказывает детям о стрекозе и красочно описывает, как эту стрекозу воспринимают проходящие мимо. Дождевой червяк просто не замечает. Птица видит в ней пищу, девочка − игрушку, художник − красоту, ученый задумывается об устройстве ее крыльев и глаз. Мудрец увидел все то, что видели другие, но и еще кое-что. Он увидел в ней творенье Божие и стал размышлять о Боге. Прошел еще один человек, самый удивительный. Это был святой. Залюбовался стрекозой, и сердце его возгорелось еще большей любовью к благому Богу, сотворившему ее. Он стал молиться, и душа его наполнилась светом и любовью. Такого рода рассказы и разговоры с детьми могут помочь развить и утвердить их религиозное сознание. Мы призваны развивать в детях понимание того главного, чего необходимо держаться и во что они крепко верят. Важно помочь ребенку понять: не обязательно говорить о добре − надо быть добрым!

Софья Куломзина

Как нам приобщать детей к церковности?

Душа по природе своей христианка

На главную страницу сайта - Семья и Вера