Как заставить себя делать то, что не хочется

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Если человек стремиться выполнить то, что должен, то постепенно его собственные хотения теряют остроту привязанности к ним. Апостол Павел увещевает: “И всё, что делаете, делайте  от души как для Господа, а не ждя человеков” (Кол 3:23). Эти слова, конечно, действенны только над теми, кто любит Господа, кто может, стремясь к Нему, не считать даже за трудности те преодоления, которые встречаются по ходу жизни.

Покаяние

То, что не хочешь, как правило, противиться нашему самолюбию. Мы хотим заниматься тем, что приносит нам некоторую радость, удовольствие, удобство. Это самолюбие не требует уроков. Человек растёт и вместе с ним растёт его стремление угождать себе. Только на определенном этапе жизни мы, руководимые нашей совестью, можем признать, что наши собственные хотения и Богом установленные нравственные законы, иногда бывают совершенно разнонаправленными. Бог хочет одного, а наше зараженное, поврежденное грехом человеческое естество иного.

Кающийся в грехах постепенно приобретает некую власть над своими хотениями. Это покаяние должно совершаться не однажды, и не должно исчисляться годами, а целыми десятилетиями, пожалуй. И иногда только на исходе жизни, а может быть пораньше, происходит охлаждение исполнять то, что хочется тебе. Вытравливание из себя своей самости, самохотения из области своей жизни. То, что хочу, то и есть добро − большое заблуждение человека.

Если регулярно исповедоваться в своих худых хотениях, то постепенно, иногда незаметно для самого человека, ослабляются вериги греха, которыми человек удерживается.

Покаяние − это первое, что помогает стяжать силы делать не то, что хочется, а то что надо, то, что должен.

Покаяние

Малые дела

Второе, что дает силы делать то, что должен − это собственно само действие. Пусть первый маленький шаг, пусть самое небольшое действие, но оно и будет тем толчком, движущей силой на пути к совершению всего дела.

Даже при отсутствии внутренней поддержки, уклонение в действиях от злого и совершения доброго, даст большие результаты и для внутреннего, духовного состояния. Несмотря на бесчисленное множество недобрых и нечистых расположений в душе, нужно нудить себя отдаляться от них и совершать противоположные им дела добра. Делающему дела любви Господь дает любовь. Нужно не унывать, осознавая свою падкость к греху, а продолжать трудиться на поприще добрых дел в доступной для себя форме. И молитву не оставлять, пусть не всё полностью прочитывать правило, но хотя бы что-то. Лишь бы слова, обращенные к Богу, были согреты сердечной теплотой и вниманием ума. Нужно понуждать себя к этому, двигаясь хотя бы по миллиметру. “И крыло мухи имеет вес, − говорил преподобный старец Аристоклий Афрнский − а у Бога весы точные”. И когда перетянет дело добра хотя бы на вес крыла мухе, то великая милость Божия явиться на человеке.

Малые усилия, малые дела, которые человек понуждает себя исполнять по воле Божьей, вопреки собственным желаниям, хотениям, будут иметь великую пользу.

Таинства Церкви

Наконец большим подспорьем в исполнение того что должно, а не того, что хочется поврежденному человеческому уму, является участие в Небесной жизни. Это возможно в Церкви. Церковь – это Небо на земле, место, где человека земного делают причастным Небу. Что причастно Небу? − То, что свято. А когда ты свят? − Когда очищен от греха.

Исповедь ослабевает и даже отменяет власть над человеком его недобрых пожеланий. К сожалению, ненадолго, так как инерция греха продолжает действовать в человеке. Но всякое покаяние − это мощное потрясение для врага рода человеческого, всем тем соблазнам, которые тяготят душу человека. Чтобы быть в единстве с Господом, впустить в свое сердце небесную жизнь и самому приобщиться ей, нужно причащаться Святых Христовых Таин. Сам Господь таинственно и непостижимо соединяется с человеком. Всегда стремясь приобщаться Святых Христовых Таин, человек впускает в себя небесную жизнь. Появится всё больше и больше не всегда осмысленных, но сердцем воспринятых мотивов следовать за Господом. И всё больше и больше человек становится Христовым, а не подверженным своим страстям, желаниям и хотениям.

Из этих трех ступеней слагается путь к совершенному охлаждению ко всему тому, что не угодно Богу. Покаяние, умение видеть свои неисправности. Малые дела. Участие в Небесной жизни через Таинства Церкви. Эти три вещи помогут нам делать то, что возводит нас к Самому Богу.

Как заставить себя делать то, что не хочется?

Как заставить себя не отвлекаться на молитве?

На главную страницу сайта - Семья и Вера