Апокалипсис

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Слово апокалипсис известно каждому. Обычно этим словом обозначают всякие ужасы, катастрофы, а также приближение конца света. Что в действительности означает это слово, и что нужно знать о книге «Апокалипсис», входящей в состав Нового Завета?

Апокалипсис

Греческое слово «апокалипсис» означает «откровение». Текст начинается со слов: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел». Таким образом, Бог открыл Иисусу Христу то, что относится к последним временам. И именно это откровение Иоанн должен передать людям.

Автор «Апокалипсиса» – апостол и евангелист Иоанн Богослов. И полное название книги – «Откровение Иоанна Богослова». О себе самом автор говорит, что он «был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа». Откровение он получил, когда «был в духе в день воскресный». Выражение «в духе» указывает на особое состояние пророческого вдохновения, находясь в котором человек вступает в прямое общение с Богом. Это выражение встречается в «Апокалипсисе» четыре раза, и каждый раз указывает на переход к новой ступени откровения.

«Апокалипсис» написан в жанре послания. Иоанн получает от Христа повеление: «То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию». Вторая и третья главы содержат послание к каждой из перечисленных Церквей. А завершается «Апокалипсис» словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь». Подобными благословениями завершаются также послания апостола Павла. Таким образом, вся книга обращена к христианам семи Церквей Малой Азии, а не только разделы, адресованные к каждой из этих Церквей в отдельности.

«Апокалипсис» можно условно разделить на четыре части. Первая включает описание видения, подобного Сыну Человеческому, и обращение к семи Малоазийским Церквям. Вторая, начинающаяся словами «И тотчас я был в духе», описывает видения, построенные по седмеричному принципу – семь печатей семь труб и семь чаш. Третья начинается словами «И повел меня в духе в пустыню» и говорит о Вавилоне, великой блуднице. Четвертая начинается словами «И вознес меня в духе на великую и высокую гору» и содержит описание Нового Иерусалима – эсхатологического Царства праведных.

По своему образному строю «Апокалипсис» близок к пророческим книгам Ветхого Завета, содержащим многочисленные описания видений. Сам Иоанн пишет: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко». Пророки были людьми, которые находясь в духе, получали откровения от Бога и передавали их людям. Ту же миссию Бог возложил на автора «Апокалипсиса».

Откровение Иоанна Богослова

Центральное место в «Апокалипсисе» занимает Христос. Он явился Иоанну не таким, каким был при жизни, а во всем великолепии Своей Небесной славы. «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей».

О Себе Христос в «Апокалипсисе» говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец… Я есмь Первый и Последний… и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». В то же время Христос представлен, как агнец. Это слово применительно к Нему употреблено в «Апокалипсисе» 28 раз, что указывает на жертвенный характер совершенного Им искупительного подвига.

«Апокалипсис» – книга трудная для понимания и истолкования. Может быть с этим связан тот факт, что в канон Нового  Завета книга вошла позже других. Это единственная из книг Нового  Завета, которая не читается в храме за Богослужением. Толкования на нее, дошедшие до нас от времени древней Церкви, немногочисленны, и в интерпретации могут применяться разные подходы.

«Апокалипсис» может восприниматься, как книга, посвященная борьбе между добром и злом, между Богом и диаволом, разворачивающаяся в истории. Главным врагом Бога в книге выступает зверь – олицетворение диавола. Борьба между Богом и диаволом заканчивается поражением диавола. Он ввергается «в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков».

«Апокалипсис» может восприниматься, как книга, повествующая о том, что будет происходить в конце истории человечества. Образ зверя при таком подходе воспринимается, как указание на антихриста, который воцарится в конце времен, и которого Иисус Христос, по словам апостола Павла, «поразит духом уст Своих».

«Апокалипсис» может восприниматься, как книга, отражающая конкретный период истории Церкви в Малой Азии – конец I века. В этом случае в образах книги можно разглядеть те или иные обстоятельства эпохи, в которой жил Иоанн, и даже конкретных исторических деятелей, например, римских императоров. А под Вавилоном можно понимать Римскую Империю.

«Апокалипсис» можно читать, как книгу, доносящую до верующих ключевые идеи новозаветного Откровения, выраженные языком символов и видений. При таком подходе книга воспринимается, как говорящая одновременно о прошлом, настоящем и будущем, а ее образы, как имеющие разные значения, в зависимости от того ключа, в котором они интерпретируются.

«Апокалипсис» можно читать, как книгу, раскрывающую смысл христианского Богослужения. Книга содержит множество молитв и гимнов, описание различных видов и форм поклонения Богу. Богослужения, совершаемые на земле, представлены здесь, как часть Небесной Литургии, в которой участвуют ангелы, святые и все творение. Прошлое, настоящее и будущее преломляются в едином акте благодарения и поклонения Агнцу, Победителю смерти и диавола. Книга заканчивается Его обетованием: «Ей, гряду скоро!» и молитвенным обращением к Нему Церкви: «Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Апокалипсис

Что такое Страшный Суд?

На главную страницу сайта - Семья и Вера