Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы затронем тему Страшного суда в следующих вопросах-ответах:
• Что такое Страшный Суд? Почему Суд? И почему он Страшный?
• Надо ли бояться Страшного Суда?
• Как жить с осознанием того, что приговор тебе в будущем уже готов?
• Как не отчаяться, как не сойти с ума?
• Не выдумана ли байка про Страшный Суд (одни идут в ад, другие – в Рай) ради того, чтобы держать в страхе «овец», которые, панически боясь ада, во всем слушаются «пастырей»?
Отвечает протоиерей Александр Лебедев:
«Страшным Судом в Церкви принято называть последнее событие в истории Земли и человечества. Именно в истории, так как и Земля, и человечество, кардинально изменившись, будут продолжать существовать и после Страшного Суда, но уже за границами времени, а значит, и вне истории.
Суд предваряется Всеобщим Воскресением: все когда-либо жившие и живущие на тот момент люди, предстанут перед Богом, чтобы принять от Него последнее и окончательное решение о своей вечной участи. Каждого человека, в зависимости от его нравственного содержания, ожидает либо вечная радость, либо вечные мучения.
Яркую картину Страшного Суда дает Сам Христос в Евангелии от Матфея (25, 31- 46). Позволю себе большую цитату без комментариев.
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили. Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Почему Суд?
Когда мы вынуждены описывать отношения человека и Бога, то неизбежно делаем это через сравнения с тем или иным явлением в нашей земной реальности. Сравнение с судом родилось, видимо, в уме чрезвычайно совестливого человека.
И правда, если по совести, то кто мы перед Богом, как не преступники? Он дал нам заповеди – закон, а мы его нарушаем. Преступники и есть. А как веревочка ни вейся, все равно конец придет. И понятно, что нас, как преступников, неизбежно ожидает Суд.
Почему — «Страшный»?
У многих святых Отцов встречается мысль, что Суд этот страшен потому, что обвинителем, требующим максимального наказания на этом судебном процессе, будет наша совесть. Не кто-нибудь другой, а мы сами будем выносить себе приговор перед лицом Божиим. Как дождь пробуждает скрытую в земле животворную силу, которая неудержимо и необратимо заставляет растения стремиться к жизни, так и присутствие Божие неудержимо пробуждает в человеке совесть, как бы глубоко она ни была запрятана.
Каждый из нас увидит себя во всей своей неприглядности, более того, наш духовный портрет будет очевиден не только для нас самих, но и для всех окружающих. Никакой возможности оправдаться совесть нам не даст: она возьмет реванш за все измывательства, которые мы себе над ней позволяли.
Действительно страшно. Ведь это только с виду мы белые и пушистые, а каково наше нутро? Вспоминается фильм Андрея Тарковского «Сталкер». Там именно страх перед своей глубинной сущностью остановил героев, и они не вошли в комнату, которая исполняет заветное желание каждого человека. Ведь исполняет она не то, что человек декларирует, а то, что он действительно хочет, – «Хочу, хочу, хочу всего и побольше».
– Надо ли бояться Страшного Суда?
– Да, надо, и любой нормальный человек Страшного Суда страшится. Естественно, что церковные люди страшатся его гораздо больше, чем околоцерковные и «в душе верующие». Но как же жить с осознанием того, что приговор тебе в будущем уже готов? Как не отчаяться, как не сойти с ума?
Мы знаем, что судит Господь не только поступки, но более того – произволение человеческое. Одно дело, когда человек грешит и думает, что так и надо, и совсем другое, когда стремится, пытается не грешить, но не получается. Так вот, в жизни верующего человека такое стремление есть: да, грешим, да, не святые. Но! пытаемся не грешить, каемся в грехах, не миримся с ними.
Ничто нечистое в Рай не войдет: грязь человеческая остается за его порогом, и если человек к этой грязи намертво прирос, то он останется там же; но, если он сознательно и целенаправленно пытался от этой грязи избавиться – Всемогущий Господь осуществит его стремление: оставив грязь на пороге, сам человек войдет в Рай. И пока остается зазор между мной и моим грехом, пока я не сросся с ним окончательно – есть для Бога возможность отделить мою нечистоту от меня самого.
Это дает надежду на помилование на Страшном Суде. Это побуждает никогда не опускать руки, не оправдывать себя, не привыкать ко греху, бороться с ним, даже если и в перспективе победы не видно.
– Не выдумана ли байка про Страшный Суд (одни идут в ад, другие – в Рай) ради того, чтобы держать в страхе «овец», которые, панически боясь ада, во всем слушаются «пастырей»?
– Конечно, мы, люди, можем использовать идею Страшного Суда для того, чтобы запугивать кого-либо и использовать его в своих интересах. Так, кстати, и поступают в большинстве сект. Но это противно Православию, которое говорит, что обращение к Богу должно быть свободным, что в деле проповеди недопустимо принуждение, даже психологическое, в том числе и запугивание Страшным Судом.
И тут для нас пример – Сам Христос. Если почитать Евангелие, то можно увидеть, что Он неоднократно возвращался к теме ада и Рая, вечных мучений, и никогда при этом не сюсюкал, не старался смягчить впечатление, и в то же время нельзя сказать, что Он запугивал человека: нет этакой экзальтированной эмоциональности в словах Спасителя. Видимо, Он просто описывал все так, как оно будет, не больше и не меньше.
Так и Церковь не может размахивать этим фактом будущего, как дубиной, загоняя всех в свою ограду. Но не может и умалчивать о Страшном Суде, ради сохранения ложного душевного комфорта. Как говорится: «Платон мне друг, но истина дороже».
А насчет того, выдуман ли Страшный Суд, что я могу сказать? Мы Христу верим. Верим, что Совершивший столько добра людям и Принявший за них мучительную смерть, не будет лгать тем, за кого распялся”.
Как может Всеблагой Бог допустить вечность мук?
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Спасибо большое за ваш ответ,а как правильно молиться о вразумлении этих врачей?
Во славу Божию!
Молитесь без злобы, без гнева, желая им добра, вразумления. В вечернем правиле есть молитва: “Ненавидящих и обидящих нас, прости Господи Человеколюбче…”, читая эту молитву вспомните этих врачей. Можно своими словами добавить в конце молитвы, чтобы Господь вразумил этих врачей. Нужно исходить из такого состояния своей души, что эти люди могут погибнуть, и сожалея об этом, желайте им вразумления, тогда Господь и Вас помилует.
С Богом!
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как быть в следующей ситуациии?:ребенок болеел полгода, после долгого лечения и молитв, один из врачей осмотревший ребенка, сказал, что это может давать осложнения герпес, мы побежали к участковому педиатру, чтобы зять напраления на анализы, но она сказала, что такие анализы на инфекции и вирусы только платно, и отправила в диагностический центр, там тоже сказали сдать анализы, но сказали, что вообще то поликлиника наша должна их сделать бесплатно, позвонив в страховую компанию, нам подтвердили, что эти анализы должны нам сделать бесплатно, когда мы пошли уже к глав врачу, и спросили почему нам говорят, что они платные, когда должны быть бесплатные, она просто промолчала.инфекции подтвердились, у ребенка обнаружилиигерпес и коклюш, поэтому она так долго мучилась.Слава Богу, установили диагноз! Эти болезни были не зря, я многое осознала, стала больше молиться, конечно, до конца смириться и понять, принять не получется, но, Слава Богу за все! Только остался один вопрос:у нас с мужем остались записи надиктофоне, врач, который говорит, что анализы платные и глав врач, который вообще отказывается комментировать, хотя это асе бесплатно. Стоит ли мне передавать эти записи в прокуратуру, Следственный комттет, подавать в суд на поликлинику? Очень жалко, что они обманывают так остальных людей, а у меня есть информация, чтобы прекратить этот обман и я молчу, может подав в суд, я помогу другим людям, которые не знают, что многие анализы их детишкам обязаны делать бесплатно.как христианка как я должна поступить в этой ситуации?
Здравствуйте, Елена!
Я сомневаюсь в том, что прокуратура, следственный орган, отреагирует на Ваше заявление. Если бы с Вас взятку требовали, или, не дай Бог, по халатности врачей умер бы ребенок, то тогда есть причина подавать в Суд. Я знаю немало примеров, когда Мировой Судья, вопреки всем законам, отказывал в помощи. Я сам был на таком Суде в качестве слушателя, где мой родственник 7 раз подавал в Суд, чтобы пойти на пенсию в 55 лет, так как работал на заводе во вредном цехе, дышал ядами 1,2,3 класса опасности, выработал свой срок. У него все документы были собраны, закон на его стороне. Результат: Судья отказал ему в получении пенсии, у него случился инфаркт и он скоропостижно скончался. Хотя у него были добрые намерения восстановить справедливость, помочь и другим людям в такой же ситуации. Я советую Вам помолиться о вразумлении этих людей. Это будет по-христиански. Но можете написать в газету местную о том, что такие анализы бесплатные для всех людей. Больше людей узнают свои права, и Вы сохраните свое спокойствие.
С Богом!
Спасибо.