Что значит «подставить другую щеку»

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Некоторые вопросы, безусловно, связаны с толкованием тех или иных «проблемных» мест Священного Писания. А «проблемными» местами для нас становятся не только какие-то не особенно удобные для понимания его фрагменты, но и то, что вызывает у нас затруднения, связанные с выполнением соответствующих заповедей, соответствующих повелений Господних.

«Что значит «подставить другую щеку»

Вот, как например, этот вопрос: «Что значит «подставить другую щеку» применительно к нашей жизни?» Действительно, это вызывает определенные затруднения. Бывает очень неприятно, когда кто-то бьет нас по лицу. Каждый, кого били по лицу, может это подтвердить. И мысль о том, что после того, как тебя один раз ударили, нужно дать возможность беспрепятственно ударить тебя второй раз, она вызывает некоторый внутренний протест.

Но, наверное, все-таки далеко не все слова Священного Писания нужно понимать буквально. Не будем сейчас вдаваться в тонкости, в детали, но каждый, кто внимательно читал Священное Писание, наверняка мог понять, что есть такие слова Священного Писания, которые исполнив буквально, человек потерпел для себя трудновосполнимый физический и духовный вред.

Одно уравновешивает другое

Так и здесь. Есть толкование преподобного Амвросия Оптинского. Он говорит о том, что если человека ударили по правой щеке и он должен подставить левую, то речь идет о следующем. Удар по правой щеке – это обвинение нас в том, чего мы не совершали. Это несправедливость по отношению к нам, которую допускают окружающие нас люди, начальство или кто бы то ни было еще. И мы готовы возмутиться, восстать против этой несправедливости, особенно тогда, когда у нас есть для этого возможность, но преподобный Амвросий советует вспомнить о том, что у нас еще есть «левая щека». Что такое наша «левая щека»? Это те наши грехи, те наши проступки, та наша внутренняя нечистота, о которой знает лишь Господь, которая неведома другим людям. И другие люди нас за это не наказывают, и другие люди никаким образом этого в принципе даже ведать не могут. Но когда мы вспоминаем о том, что Господь нас покрывает в нашей нечистоте, в нашей греховности, в наших проступках, которые мы совершаем, то становится гораздо легче перенести то оскорбление, которое кажется нам неправедным, незаслуженным. То есть, одно уравновешивает другое. И даже более того. Как правило, то, в чем нас обвиняют незаслуженно, это что-то гораздо более легкое, гораздо менее чувствительное, чем то, в чем нас можно было бы обвинить заслуженно.

Преподобный Амвросий Оптинский

Почему очень часто святые принимали возводимые на них напраслины достаточно спокойно, достаточно легко? Потому что они понимали, что через вот это внешнее действие они очищаются от чего-то, что неведомо никому, кроме Бога и кроме них самих. Это зачастую было исполнением молитвы «От тайных моих очисти меня». И вот кто-то из нас когда-то произносил эти псаломские слова, то это как раз надо понимать так, что мы просим, чтобы кто-то нас «ударил по правой щеке». И если это действительно происходит, то имеет смысл отнестись к этому в подлинном смысле этого слова духовным образом. То есть, понять, что это то очищение, которое дарует нам, таким образом, Господь.

Да, есть ситуации, когда нам необходимо сказать, что обвинение несправедливо. Бывает необходимо сказать, что мы не делали того, в чем нас обвиняют. Но самое главное, чтобы мы относились к этому без излишнего возмущения. И самое главное, чтобы мы не питали в ответ к тому, кто к нам относится так, каких-то недобрых чувств. Потому что вот эта недоброта, эта злоба и ожесточение, входящие в наше сердце, делают его еще более нечистым. А наша задача, если мы действительно христиане, постараться в максимальной степени очиститься от всего, что мешает невозбранно жить с Богом той жизнью, которую Он нам дает.

Что значит «подставить другую щеку»?

Если ударят по левой щеке, подставь другую?

На главную страницу сайта - Семья и Вера