Рассказ о паломничестве на Афон

Со святым днем, дорогие мои! Пишу рассказ о паломничестве на Святую Гору Афон 🙏

Как Вы знаете из предыдущих рассказов, приехал я на Афон из Сербии, где провел 3 дня. О поездке в Сербию Вы можете прочесть два следующих рассказа:

Также я написал рассказ о первом пребывании на Афоне:

Пантелеимонов монастырь

По прибытии на Афон, я поселился в Русском Пантелеимоновом монастыре, где помолился за ночным Богослужением и после утренней трапезы у нас, паломников, была возможность поспать пару часиков )

Паром, который по моим расчетам должен был подплыть к Пантелеимонову монастырю в 12 часов и отвезти меня в скит Святой Анны, подплыл раньше на 15 минут и я на него попросту не успел…

Уплывающий паром

Поэтому пришлось мне отправиться пешим ходом в столицу Афона, город Карье, который находится в 8,5 километрах к востоку от Пантелеимонова монастыря.

Вот на этом ярком примере можно сразу понять, что на Святой Горе решает Богородица. Мы, паломники – предполагаем, а Матерь Божия – располагает 🙏

И таких случаев у меня было довольно много. То Игумения Афона неожиданно познакомит меня с нужным человеком, то Она поменяет мои планы, то не допустит на ночевку в доступном монастыре Дохиаре, а то соизволит дать мне ночлег в мало доступной Великой Лавре.

И вот, проспав паром, я направился пешим ходом к единственному поселению на Афоне, где находится управление Святой Горой, полиция, губернатор от Греции, магазинчики и гостиницы.

Включив карту-путеводитель в телефоне, я пошел сначала дорогой, а затем карта повела меня горными тропами и лесными дорожками:

Тропки Афона

Шел я 3 часа и поднимался на высоту более 600 метров, затем спускался и снова поднимался. На словах это выглядит легко, а на деле – очень сложно, особенно же с непривычки )

Андреевский скит

В 500-метрах от городка Карье расположен Андреевский скит, который еще первой половине 20 века принадлежал русским монахам, но затем перешел к грекам под ведение Ватопедского монастыря.

В скиту я был уже второй раз (первый раз посетил в 2022 году), поэтому он мне стал довольно близким 🙏

Так как я пришел довольно поздно, примерно в 16:30, то не успел на трапезу, поэтому мне пришлось сходить в Карье и в магазинчике купить две лепешки и кефир. Ужин получился хороший 🙂

На службу нужно было вставать в 4 часа утра, которая закончилась около 9 часов. Далее был утренний чай с халвой, хлебом, сыром и повидлом. Сытно и вкусно )

Ватопедский монастырь. Ватопед

В скиту у меня есть знакомый монах, с помощью которого я отправился в Ватопед, где и остановился на следующий день. Конечно, всё сделала Пресвятая Богородица через этого монаха, который попросил за меня Ватопедского архондаричного (отвечающего за монастырские гостинницы) принять на ночлег. И еще не сразу приняли. А только минут через двадцать после некоторых вопросов: к какой конфессии отношусь? где работаю? и др.

В этом монастыре самые лучшие греческие певчие, которые красиво и весьма духовно исполняют стихиры и молитвенные песнопения Литургии:

Ватопедский монастырь

Ватопед меня очень впечатлил. В этом монастыре испытываешь особую радость и благодать Божией Матери!

Все требы я исполнил: передал письма к Поясу Пресвятой Богородицы, имена на Молебен, поставил свечи и передал наше общее пожертвование на цветы, ибо сами цветы привезти не представилось возможным.

Прикладывание к Поясу Богородицы

Ночную службу совершал игумен монастыря, архимандрит Ефрем. На телеграмм-канале нашего сайта я разместил видеозапись прекрасного пения Ватопедского хора:

Служба длилась с 3 до 8 часов. Затем все, – и монахи и паломники, направились в трапезную на утренюю трапезу.

Паломники в Ватопеде

После трапезы мы еще раз поклонились святыням Ватопеда и я направился в Карье, чтобы оттуда отправится в Иверский монастырь.

Иверский монастырь. Иверон

Приехав на автобусе из Ватопеда в Карье, я направился к последнему месту жительства старца Паисия Святогорца – в келью Панагуда. Это буквально в километре от столицы Афона.

В келию Панагуда. Пешеходный мост

Пройдя через монастырь Кутлумуш и далее по живописному лесу, я вышел к знаменитой на весь мир келии Панагуда, куда стремились попасть верующие люди со всей планеты:

Келия Панагуда

Поклонившись местам, где отец Паисий молился, где беседовал с посетителями и где угощал всех рахат-лукумом, я направился в монастырь Иверон.

Мне предстояло пройти около 4 километров лесной дорогой, которая была облицована булыжниками. Видимо в средние века это был главный путь из Карье в Иверон, поэтому его сделали твердым и прочным.

Через час пути я вышел в предместье Иверского монастыря и увидел вот такую красоту:

Иверский монастырь. Иверон

В Иверском монастыре меня встретили довольно приветливо и разместили на сутки. Не медля, я сразу же направился к главной святыне обители – в Иверскую часовню, где хранится чудотворная Иверская икона Божией Матери:

Иверская часовня

Через час с небольшим мы – паломники и жители обители, направились в собор (кофоликон) Иверского монастыря на 2-х часовое вечернее Богослужение, после которого последовал Молебен, где была вознесена молитва и за всех людей, имена которых мы подали на Молебен к Иверской иконе Божией Матери. А еще за всех Вас были поставлены свечи пред чудотворным образом Богородицы 🙏

Иверская икона Божией Матери

Затем была трапеза и отдых с 20 часов до 2:30, а затем пяти часовая Утреня, Полунощница и Литургия.

Далее утренняя трапеза, после которой я последовал в часовню, что на берегу моря. Эта часовня поставлена на месте встречи Иверской иконы Божией Матери. И здесь бьет источник с цельбоносной водой.

Монастырь Пантократор

На утреннем автобусе я приехал в Карье, откуда пешком направился в монастырь Пантократор. Сначала с километр я шел бетонной дорогой, а затем свернул на горную тропу. В целом вышло у меня около 5-ти километров пути. И вот он, монастырь Пантократор:

В монастыре в утреннее время никого не было, и я смог свободно помолиться. Поставив свечи и поклонившись от всех нас иконе Господа Вседержителя, я передал и имена на Молебен.

Икона Господа Вседержителя

Этот монастырь стоит на скалистом берегу и возвышается над уровнем моря на 20 метров. Здесь много было древних подвижников. Да и сам батюшка Паисий Святогорец недалеко подвизался.

Двор (монастырская площадь) Пантократора очень красивый. Мандариновые деревья вкупе архитектурой келий и архонтариков – смотрится удивительно и по-сказочному:

Двор монастыря Пантократор

Но время поджимало, поэтому через час после прибытия я отправился в соседний монастырь Ставроникиту к чудотворной иконе святителя Николая.

Монастырь Ставроникита

Путь предстояло проделать в два километра вдоль восточного афонского берега по крутым горным склонам и подъемам. Живописные виды этих мест радовали глаз, да и жужжащие над цветущими деревьями пчелки и шмели вызывали искреннюю улыбку. Подсознательно я понимал, что через 10 дней вернусь в снежную Москву и будут ждать цветущих деревьев около 3-х месяцев ) Поэтому трудные подъемы и сложные горные спуски терпел с удовольствием 🙂

Через 40 минут пути показался и монастырь Ставроникита:

Ставроникита является одним из самых маленьких монастырей с миниатюрным храмом-кафоликоном. В Архонтарике я никого не встретил. Поэтому пришлось пройтись по территории обители, пока я наконец нашел одного из монахов.

Затем я помомолился пред иконой святителя и Чудотворца Николая, были переданы имена на Молебен и поставлены свечи 🙏

Икона святителя Николая Чудотворца

Внутри фотографировать не разрешают, только наружный вид.

Ставроникита. Афон

И вновь на подольше оставаться я не смог, так как спешил обратно в Карье, где автобусом хотел добраться до самого дальнего и первенствующего монастыря – Великой лавры преподобного Афанасия.

Великая лавра и Хиландар

До Великой лавры преподобного Афанасия я добирался непросто, но к 4 часам вечера я уже был в этой святой обители, построенной еще в далеком десятом веке.

Великая Лавра. Афон

Главный кафоликон монастыря смотрится удивительно на фоне афонского возвышения:

Кофоликон Великой Лавры. Афон

Здесь я молился на ночном Богослужении, а далее утренним автобусом снова вернулся в Карье.

Нужно сказать, что главной святыней Афона является чудотворная икона Божией Матери “Достойно есть”, которая хранится в соборном храме столицы Карье. Я все никак не мог приложиться к этому образу, и вот в этот раз мне удалось поклониться великой святыне!

Карье. Икона Божией Матери - Достойно есть.

Я поклонился от всех нас Матери Божией и попросил Её благого заступления и помощи в жизни 🙏

После Великой Лавры я направился в Сербский монастырь Хиландар, где удалось мне провести целые сутки.

Монастырь Хиландар

Здесь я увидел подвижническую жизнь монахов-сербов. Слышал их длительные славословия, и вдохновлялся усердной молитвой паломников-сербов.

Утром я направился к пристани и паромом доплыл до скита Святой Анны.

Скит святой Анны

Да, подъем предстоял в 400 метров. Недаром на берегу стоят ослики, которых навьючивают разными вещами и те неспешно поднимают весь багаж на высоту почти в полкилометра:

Ослики-труженики

На середине пути я хорошенько устал, но взяв себя в руки, продолжил путь далее:

Лестница. Подъем

И вот к двум часам я добрался до скита, где меня радушно приняли и оставили на следующие сутки, за что я был очень благодарен святой праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы!

Новый скит. Афон

Литургия прошла на одном дыхании. Монахи молились – как ангелы. Глаза их были святыми 🙏

Монастырь святого Павла

Утром, после трапезы, я направился в монастырь святого Павла.

Путь был снова живописным и относительно недолгим – около 2 километров.

Монастырь находится в полукилометре от берега и пеший подъем довольно крут:

Вход в монастырь святого Павла

Вскоре я поднялся ко входу где греческие юноши вели оживленную утреннюю беседу. Проследовав мимо их, я оказался перед кафоликоном обители:

Кафоликон монастыря св. Павла. Афон

Помолившись и передав требы к Дарам Волхвов, я поклонился от всех Вас и попросил Божьего заступления на всех путях нашей с Вами жизни!

Пантелеимонов монастырь

Далее, спустившись к берегу, я дождался парома и доплыл до пристани Дафни, откуда пешим ходом отправился в Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь:

Паром Святая Анна

Да, полюбились мне пешие прогулки, которые хоть и утомляют тело, но весьма радуют душу. Вот и в этот раз мне пришлось пройти путь около 5-ти километров.

Пантелеимонов монастырь на Афоне

Прибыл в монастырь я около 14 часов. Мне комнату с одной кроватью, и разместившись, я пошел на дневное Богослужение, которое в Пантелеимоновом монастыре начинается в 15 часов.

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь

Через 2 часа службы – вечерняя трапеза, затем чтение Акафиста и Исповедь. Далее отдых с 19 часов и до 1:30 ночи. В 2 часа начинается ночная служба: Полунощница, Утреня и Литургия, которые продолжаются до 7 часов утра.

Вот и в эту знаменательную для всех нас ночную Литургию на Афоне, к которой многие из нас передали требы, я пошел к 2 часам ночи.

Вход в ночной Пантелеимонов монастырь

В храме началась Полунощница. Я поставил свечи и подготовил записки с именами к Литургии.

После Полунощницы началась Утреня, которая обычно служится около 2-х часов. Но что удивительно, эти два часа пролетели – словно 20 минут!..

А вот началась и Литургия. Оживились все паломники и монахи и стали возносить сугубые молитвы к Богу. Не одной лампочки, одни лампады и свечи. И такое ощущение, будто бы 20-го и 21-го века с его прогрессом, словно и небывало.

Ночная Литургия на Афоне

В конце Литургии все паломники, за исключением немногих, приступили к Таинству Причащения. А по окончании Литургии была вкусная трапеза с местной рыбой )

После трапезы было поклонение чудотворным мощам великомученика и Целителя Пантелеимона 🙏

Мощи великомученика Пантелеимона Целителя

К мощам великомученика Пантелеимона я передал письма с Вашими прошениями, поставил свечи, и за Ваши имена были вознесены усердные молитвы на Молебне!

Монастырь Дохиар

Часов в 11 утра я распрощался с Пантелеимоном, так называют русский монастырь на Афоне, и направился в последний монастырь, куда мы передавали требы – в Дохиар, к чудотворной иконе Божией Матери Скоропослушнице 🙏

Путь в монастырь Дохиар

Путь был неблизким – около семи километров, но я шел в аппетит. Ведь это был последний мой переход в этом паломничестве.

Море волновалось и это меня немного насторожило, и не зря. Как я выяснил по приходе в монастырь Дохиар, сегодня из-за непогоды – не приплыл, поэтому паломники уплыть не смогли и остались еще на одну ночь в Дохиаре. В следствии чего для меня места не оказалось…

Значит так Пресвятая Богородица распорядилась 🙏

Дохиар. Чудотворная икона Божией Матери - Скоропослушница

Мне осталось только поклонится чудотворной иконе Божией Матери Скоропослушнице, помолиться за всех нас, передать требы, имена на Молебен, свечи и вернуться в родной Пантелеимонов монастырь, где я пробыл еще одни сутки, удвоив свои молитвенные впечатления от пребывания в нашем русском монастыре!

Пантелеимонов монастырь

А днем 26 февраля я отбыл на пароме в Уранополис, откуда на рейсовом автобусе приехал в Салоники, где и остановился на пару дней.

О поездке в Салоники и посещении святынь – выйдет отдельный рассказ )

От всей души хочу пожелать Вам милости от щедрот Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Покрова Царицы Небесной! Да будут отныне все Афонские святые ближе нашему сердцу!

Храни Вас Господи в добром здравии и душевном спасении!