Рассказ о поездке в православную Грузию

Дорогие мои, хочу начать рассказ о паломничестве в Грузию с самого начала)

Я довольно смелый человек, но, при этом, благоразумно-осторожный. Зная о сложных отношениях между Россией и Грузией, я решил посмотреть видео о том, как нужно себя вести в этой малодружелюбной стране, где не приветствуется русский язык. Где не рекомендуется выходить на улицу в вечернее время. И где Россию считают страной агрессором.

Примерно на середине я выключил видеозапись. Мне стало предельно ясно, что все эти предупреждения и вся эта осторожность – не для меня, православного паломника. А для русских туристов, которые едут в эту южную страну на активный отдых и дегустацию грузинской кухни.  Я – православный верующий человек, живущий церковной жизнью и знающий историю Грузинского православия. Для меня верующий церковный грузин – словно брать родной. А все остальные грузины, уважающие веру своих отцов, тоже близки моему сердцу. И чего мне тогда бояться?

Забегая вперед, скажу, что я ходил по улицам Тбилиси и в 12 часов ночи, и встречался с разными компаниями, и везде чувствовал себя уверенно, почти как дома 🙂

И все потому, что я ходил с молитвой, часто крестился и смотрел на братьев-грузин открытым и дружелюбным взглядом. В ответ я встречал уважение и доверие.

Например, когда я ездил на автобусах и во время проезда мимо очередного храма, я крестился, и видел, как и другие грузины, молодые и в возрасте, также накладывали на себя крест. А бывало, что первые храм замечали грузинки, тогда крестились они, а я уже за ними накладывал на себя крестное знамение. Кто-то за нами повторял, а большинство грузин, сидящие в автобусе, смотрели на нас с тем же уважением и почтением.

Приезд в Тбилиси

Моё путешествие в Грузию пролегало через Владикавказ и, далее, по военно-грузинской дороге. Выехал я из Москвы утром 4 апреля и уже к вечеру прибыл во Владикавказ. Далее трансфером (минивэн на 8 мест, где цены за проезд довольно демократичные) мы поехали через знаменитый перевал:

Военно-грузинская дорога

Уже поздно вечером, в 23 часа, я прибыл в гостиницу. Номер снял очень скромный, 2 метра в ширину и 3,5 метра в длину. Шкафчика для вещей не оказалось (да и ставить его здесь совсем негде), поэтому одежду пришлось вешать на спинку кровати.

Но цена – совсем недорогая, да и гостевой домик находился буквально в 150 метрах от церковной территории, на которой стоит величественный кафедральный собор Цминда Самеба:

Собор Цминда Самеба

Поэтому своим пристанищем я остался очень доволен)

1-й день. Собор Самеба. Храм Невский

Утром следующего дня я направился в собор Самеба, где служился молебен. На телеграмм-канале был опубликован видеоролик молебна и выложен целый ряд фотографий этого величественного столичного храма:

Собор Самеба. Внутренний вид

Вторую половину для я посвятил посещению русского в Тбилиси храма Александра Невского, который находится в центре города:

Александро-Невская церковь в Тбилиси

Здесь я поставил свечи перед мощами благоверного великого князя, и снял видеоролик, который также разместил на телеграмм-канале:

Александро-Невская церковь в Тбилиси. Внутри

Далее мне нужно было сделать некоторые бытовые вещи: поменять русские рубли на грузинские лари, оплатить гостиницу и прибраться в номере, в котором генеральную уборку давно уже не делали)

2-й день. Канун Благовещения

Второй день пребывания в Грузии я полностью посвятил вечерней службе, которая должна была пройти в канун Благовещения в соборе Святой Троицы – Цминда Самеба. В первую очередь мне нужно было приобрести букет цветов, что оказалось не таким уж и сложным делом 🙂

Цветы Благовещению Пресвятой Богородицы

С букетом я направился с собор и передал его служительнице, чтобы она поставила цветы пред праздничной Благовещенской иконой Божией Матери.

В 17 часов началась вечерняя служба. Из алтаря вышел архимандрит и десять диаконов со свечами и было совершено каждение всего соборного храма:

Вечерняя служба в Самеба

С каждой минутой молящихся становилось все больше и больше. Об этом говорил и гул разговаривающих грузин, расходящийся по всему собору.

Собор Самеба

Сначала я не совсем понял, что это за странный шум. Мне даже показалось, что так шумно работают вентиляторы. И когда хор на время умолк, то явственно до меня донеслись речи многих сотен людей.

В храме разговаривать нельзя, но в Грузии – совсем всё по другому) Здесь доброжелание друг ко другу переплетается с детской чистой любовью… Когда я кого-то о чем-то спрашивал, мне с готовностью отвечали.

Народ в храме

Вскоре началась Лития. На середину храма вышло всё духовенство. В конце этой торжественной части вечерни были благословлены хлебы.

Лития. Самеба

У нас, в России, к Литие выпекают небольшие пять хлебов, что-то вроде просфор. А здесь, в Грузии, хлеба похоже на пышные лаваши, которые в конце службы ломали и раздавали всем людям:

Хлеб на литии

Служба проходила только на грузинском языке. Чтение, пение и возгласы священников – для меня сливались в одну сложно понятную молитву, которую сердце понимало и принимало🙏

Через минут сорок наступила самая торжественная часть вечерней службы – Полиелей. Духовенство снова вышло на середину храма. Затем был совершено каждение и пение величания Благовещению Пресвятой Богородицы:

Каждение храма

После прочтения Евангелия, воскресный гимн Господу Иисусу Христу “Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу” – был прочитан. У нас, в русских храмах, эта стихира поётся всем народом.

В конце службы был вынесен на середину храма Крест для поклонения, так как нынешнее воскресение было Крестопоклонным:

Изнесение Креста Господня

По окончании службы в соборе был совершен постриг двух иноков в монахи, который совершался около двух часов при довольно большом стечении народа.

3-й день. Благовещение Пресвятой Богородицы

На праздник Благовещения Пресвятой Богородицы я снова пришел в главный собор столицы, нижний храм которого посвящен Благовещению Матери Божией:

Литургия в нижнем Благовещенском храме Тбилиси

Служба проходила сразу в двух храмах одновременно, и в верхнем и в нижнем. Мужской хор из 5 человек сопровождал Богослужение красивым и стройным пением.

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

Украшенная цветами икона Благовещения Пресвятой Богородицы, напоминала нам о важном событии в истории человечества, которое мы праздновали!

После Литургии я вернулся в номер для завтрака с рыбкой 🙂 Ибо в Благовещенский праздник на трапезу разрешается рыба )

И тут на меня накатила усталость, отчего я весь день пробыл в своём номерке, и лишь к вечеру вышел на прогулку. Довольно быстро стемнело и моему взору представилась вот такая панорама вечерней грузинской столицы:

Вечерний Тбилиси

4-й день. Бодбийский монастырь

Утро следующего дня выдалось пасмурным и дождливым. Я заранее узнал, на какой из 4-х тбилиских автовокзалов нужно прибыть, чтобы отправиться в восточную часть Грузии – Кахетию. Именно там находится селение Бодбия, где расположен знаменитый Бодбийский монастырь.

100 с небольшим километров маршрутка преодолела за полтора часа, и еще через полчаса пешего хода я оказался перед этой древней обителью:

Бодбийский монастырь

Храм великомученика Георгия Победоносца похож на базилику первых веков христианства:

Храм святого Георгия в Бодбийском монастыре

Внутри снимать не разрешили, поэтому удалось сделать только три снимка. Намоленные иконы иконостаса и вынесенный на средину храма крест, вокруг которого лежат местные живые, уже подсушенные цветочки:

Алтарь храма св. Георгия

Фотоснимок чудотворной мироточивой Иверской иконы Божией Матери, принимающий с любовию всякого приходящего верующего человека:

Чудотворная Иверская икона Божией Матери

Гробница с мощами равноапостольной Нины, просветительницы Иверии, от которой исходит духовная теплота и благословение на христианскую жизнь:

Гробница с мощами равноапостольной Нины

А это новый собор в честь святой равноапостольной Нины, построенный совсем недавно и привлекающий свой взор своим благолепием и небесной красотой:

Соборо равноапостольной Нины в Бодбийском монастыре

Особенно красиво выглядит этот величественный храм с северной стороны. Ест ощущение воздушности, храм будто бы парит над землей:

Церковь равноапостольной Нины в Бодби

Помолившись перед святынями этого старинного благодатного монастыря, я передал требы: ладан, свечи, письма к Матери Божией, и имена на Молебен.

В столицу я вернулся довольно поздно, и сразу направился к собору Святой Троицы, чтобы поблагодарить Господа за прожитый день и испросить благословение на завтрашний.

Собор Цминда Самеба

И, несмотря на поздний час, а время было уже около 9 часов вечера, храм оказался открыт! Я приложился к иконам и поставил свечи.

Иконы собора Цминда Самеба

Как видите по фрагментам, многие грузинские иконы напоминают детский рисунок, что характеризует чистые и детские души грузинских людей🤗

5-й день. Поездка в Мцхет.
Собор Свитецховели и монастырь Самтавро

На утро следующего дня я направился в древнюю столицу Иверии, живописный городок Мцхет. Рядом с вокзалом продавали красивые цветочки и рассаду:

Продажа цветов

Одна из главных улиц Тбилиси очень похожа на проспект какого-нибудь российского города с советскими домами и многолетними хвойными деревьями)

Одна из главных улиц Тбилиси

Через полчаса пути я прибыл в Мцхет и сразу же направился к главному грузинскому собору Светицховели:

Стены собора Светицховели

Собор, действительно, большой и по-грузинскому, благолепный:

Собор Светицховели

Внутри собора довольно темно, и это располагает к молитве. Хитон Господень справа от входа – под спудом. Над ним выстроена часовенка.  А слева, в киоте, находится крест, в который вложена частица Животворящего Креста Господня:

. Собор Светицховели. Хитон Христов. Крест Господень

На телеграмм-канале была опубликована видеозапись и фотогалерея посещения собора Светицховели)

Помолившись, я передал требы и направился в монастырь Самтавро к старцу Гавриилу. Путь оказался недолгим, буквально полкилометра) И вот, моему взору предстал женский монастырь, главным украшением которого является Преображенский собор 11 века:

Путь к Самтавро

Вот такой замечательный пейзаж на горы открывается из монастыря:

Пейзаж на горы из монастыря Самтавро

Думается, старец Гавриил неоднократно смотрел на эту удивительную Богом созданную картину🙏

В Преображенском храме дневного света было мало, а вот Небесного-благодатного – в изобилии:

Преображенский собор в Самтавро

В храме много святынь. Целых три образа Иверской иконы Божией Матери! Гробницы с мощами равноапостольного царя Мириана, царицы Наны, чудотворная икона равноапостольной Нины, частица Животворящего Столпа, и мощи блаженного старца Гавриила Ургебадзе:

Мощи блаженного Гавриила

У мощей длинная очередь. Много грузин. Но немало и русских. Все стремятся прикоснуться к той великой благодати, которая почивает на цельбоносных мощах преподобного и любвеобильного старца Гавриила:

У мощей старца Гавриила

Всех встречает Мамагабриэли (мама с грузинского – отец, дословный перевод – ОтецГавриил). Всех он согревает и о всех проявляет самое живое и непосредственное участие. Я это почувствовал на себе и, чувствую, что и Вас, дорогие братья и сестры, принял в свои объятия преподобный старец Гавриил!

Икона преподобного Гавриила Ургебадзе

Перед мощами преподобного Гавриила я поставил свечи, а также передал имена на Молебен, приложил Ваши письма с заветными прошениями и передал цветы в Преображенский храм🙏

Уже вечерело, поэтому, поспешая, я направился в монастырь Джвари (Креста), который стоит на горе в нескольких километрах к востоку от Мцхета:

Монастырь Джвари

И вот такой восхитительный вид открывается на Мцхет:

Вид на Мцхет из храма Джвари

Вернулся я в номер снова поздно и уже не успел войти в собор Цминда Самеба. Получилось помолиться рядом с этим величественным храмом.

Заключительное паломничество

В последний день своего пребывания в Грузии, я посетил древний монастырь Шавнабада, посвященный великомученику Георгию Победоносцу:

Монастырь Шавнабада

Вид из монастыря на Тбилиси весьма впечатляет:

Вид из монастыря Шавнабада на Тбилиси

А ещё больше впечатляют древние строение самого монастыря, которые видели не один десяток поколений монахов-молитвенников, молящихся Богу день и ночь о мире и своём православном отечестве:

Монастырь святого Георгия. Шавнабада. Грузия. Тбилиси

В монастыре никого не было, так как март, месяц вне сезона, да и день был будним. Поэтому монах, дежуривший в храме, встретил меня с улыбкой, а когда узнал, что я из Москвы, зело возрадовался)

Он стал расспрашивать о наших храмах и русских монастырях. С восхищением говорил, какие у нас соборы и церкви. Какие святые и святыни! Я пригласил его в Россию, на что он ответил, что если Господь благословит, то он с радостью поедет)

И вот я оказался перед почитаемой иконой грузинского письма великомученика Георгия Победоносца:

Икона великомученика Георгия Победоносца

Помолившись перед образом, я передал имена на Молебен и поставил свечи. За всех нас мы с монахом помолились и я направился в церковь святого Давида.

Посещения церкви Мамадавити (церкви ОтцаДавида)

Вечерело. Поэтому я спешил, чтобы успеть в храм до закрытия. Ехал на автобусе, а затем поднялся к храму.

Церковь святого Давида. Тбилиси

Время было 18 часов. В запасе оставался час. Храм был открыт. Поэтому, не спеша, я сделал несколько фотографий церкви и вида на город:

Вид на Тбилиси. Церковь Мамадавити

Когда я подошел к храму, то с изумлением увидел висящий замок. То есть, буквально передо мной храм был закрыт. А завтра утром мне нужно было выезжать в Владикавказ, откуда я должен был отбыть в Москву.

Тогда я с молитвой стал обходить территорию церкви, и увидел приоткрытые ворота, ведущие во внутренний двор. Зайдя туда, я оказался в небольшом монастыре. Ко мне вышел староста церкви святого Давида и архимандрит. Они удивились, как это я проник на закрытую территорию. Затем мы разговорились. Они спросили обо мне, и я сказал о том, что мой отец священник, и что нас 9 детей, и что мои братья и зятья церковнослужители. Их это весьма тронуло и староста, с благословением архимандрита, открыл мне двери храма!

Церковь святого Давида

Я помолился перед чудотворной Иверской иконой Божией Матери. Поклонился пещере святого Давида Гареджийского, попил водички из источника, которая течет из грота, передал имена на Молебен, поставил свечи и попросил преподобного отца Давида помочь в наших прошениях и даровать нам просимое, во благо спасения души!

Да, здесь место благодатное и чудное, недаром русский писатель и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов, известный своей бессмертной пьесой “Горе от ума”, просил похоронить его рядом с этим благодатным храмом.

Тем временем наступил поздний вечер и вид на город стал вот таким таинственным:

Вечерний вид на Тбилиси

Еще раз поклонившись сему святому месту, на котором подвизался преподобный Давид, я направился в номер, мысленно прощаясь со святыми храмами, которые встречались мне на пути.

Отъезд

Утром следующего дня я встал довольно рано, в 5:30, и направился на автовокзал, откуда автобус благоуспешно довез нас до Владикавказа.

В обратный путь

Дорогие мои! Сердечно хочу пожелать Вам всего самого доброго и душеполезного, радостного и благого, мирного и благодатного от Господа, молитвами Пресвятой Богородицы и всех Святых земли Грузинской!

С искренними пожеланиями здравия и спасения, руководитель сайта, Синявин Сергий 🤗